Домик, в котором мы жили, находился в старой татарской части города, с кривыми улочками и своеобразным колоритом. Здесь можно было наткнуться и на привлекательные коттеджики с увитыми цветами стенами, и на мусорные свалки и разваливающиеся халупки.
В первые 2 дня мы очень боялись, что не найдем вечером в этом клубке улиц наш дом. Помните, как в "Бриллиантовой руке" Казадоев бегал по турецкому городу в поисках нужной аптеки? Вот и у нас было такое же чувство, хотя улицы в нашем районе и не такие узкие. Но справа стенка, слева стенка...
Как потом нам рассказали на экскурсиях - это "старинный татарский обычай". В древнем Кезлеве было много узких кривых улочек, каждый дом был огорожен высокой стенкой и окна на улицу не выходили. И если врагу таки удавалось пробраться за городские стены в город, то по задумке ему все равно суждено было умереть от голода и истощения, заплутав в этом лабиринте.
Несмотря на это, название татарское города Кезлев переводится как "дом с глазами". Впрочем, по-моему, на этом поле топонимики до сих пор идут локальные войны. На городской стене и во всех русских источниках в основном упоминается название Гезлев (турецкое). А название Кезлев мы в первый раз увидели на картине в воротах Дровяного рынка - Одун-Базар къапусы.
Эти ворота на улице Караева были восстановлены совсем недавно. Они были частью мощной крепости, окружавшей старый город. Простояли лет 500, а потом были разрушены в 1959, мол, мешали машинам проезжать к хлебозаводу.
А для нас они стали отправной точкой для знакомства с татарским Кезлевом. На третьем этаже ворот находится маленький музей с большим макетом. На площади 5х9м раскинулся старый город. Во дворах мечетей горят огни, слышен шум прибоя и крики петухов, солнце встает над Кезлевом.
На стенах - карта Крымского ханства, генеалогическое дерево крымских татар, тамги - родовые знаки татарских племен (мы потом нашли одну в узоре на посольских воротах в Бахчисарайском дворце). Маленькая этнографическая экспозиция. Очень уютно и пропитано любовью к своей истории. А еще большое спасибо нашему экскурсоводу Севиле, которая нашла нас даже в кофейне, чтобы пригласить на экскурсию ;) Правда, мы уже сделали заказ и подошли к следующему часу. Не отказываться же от кофе "По-кезлевски" и сладости чак-чак :)))
Кофейня "Кезлев къавеси" расположена на втором этаже ворот Дровяного рынка и не менее интересна, чем музей :) Во-первых, ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ КОФЕ!!!! Сахар в него не кладут. В Бахчисарае рассказали, что колотый сахар обычно ели вприкуску. Да он и не нужен, потому что есть ОЧЕНЬ СЛАДКИЕ ВКУСНОСТИ!!! Во-вторых, в кофейне очень уютно и красиво. В ожидании заказа можно откинуться на подушки и посмотреть слайды о городе.
В-третьих, если бы в сувенирных лавках хоть где-нибудь продавали такие светильники, как здесь, я бы обязательно совершила безумную покупку...
Помимо закрытого зала у кофейни есть еще 2 открытые террасы рядом с воротами.
После первого посещения мы пообещали себе, что обязательно вернемся, чтобы попробовать и крымские чаи, но... Мы вернулись только под самый занавес нашей поездки. И не в кофейню, а в ресторан "Джеваль" напротив.
Если за тот страшный грех чревоугодия, что мы совершили в этом месте, черти будут поджаривать мою тушку в аду, то я хочу, чтобы из меня получился Чобан чебурек: пожаренный на сухой сковородке и политый топленым маслом.
"Тает во рту!" - не сговариваясь, эту фразу произнес каждый человек в нашей компании после первого кусочка заказанного блюда. В тот день я засыпала раскинувшись звездочкой набитым брюшком кверху..
Но старый город запомнился не только вкусностями, но и пищей духовной. Не зря местный туристический маршрут называют "Малый Иерусалим". В одном месте собрались синагога, православный храм...
ханская мечеть...
караимские кенасы...
и текие дервишей..
Последнее место мне почему-то запомнилось особенно. Текие - обитель дервишей, являющихся членами суфийских братств.
Суфизм религиозно-философское учение, сложившееся в рамках ислама. Кто-то даже называет его мистическим. Наверное, потому что целью этих людей был личный опыт общения со Всевышним. Не все суфии были дервишами - странствующими монахами. Многие из них жили обыкновенной жизнью.
"В миру, но не от мира сего". Они выполняют предписанные законы и правила общества, стараются как можно лучше сделать свою мирскую работу, но личность свою они при этом сохраняют в полной независимости, посвящая ее Богу.
Текие дервишейВ общем, как я это поняла: с чистой совестью и без слепого повиновения. Среди суфиев было много поэтов, ученых. Рядом с ханской мечетью стоит памятник поэту-дервишу из Евпатории Ашику Омеру.
А в последний день мы сходили на праздник "Вечера на Караимской". По пятницам на Караимской улице, проходят народные гуляния: ремесленники, живые скульптуры, театр марионеток и много-много уличных развлечений..
Дома на Караимской улице и прилегающих улочках-переулках напоминают лакированные шкатулки "под старину" :)
Получилось красиво и нарядно :) Весьма симпатичные декорации для праздника для туристов в городе с богатой и длинной историей.
"Прежде чем в этом мире появился сад, виноградная лоза и виноград, наши души уже были пьяны от вина бессмертия". Руми
P.S. И фотоальбом на память:
Крым 2010. Евпатория