О некоторых галахических особенностях Йом Кипппура в нынешнем 5774\2013 году

Sep 12, 2013 20:40

Поскольку в этом году Йом Киппур выпадает на Шаббат, то это вносит в него определенные галахические тонкости, которые стоит вспомнить перед праздником.

Кидуш: обычный человек произносит его во время вечерней молитвы. Человек, которому по медицинским показаниям разрешено есть в Йом Киппур, не делает кидуш на вино перед трапезой и это распространяется так же и на этот йом киппур. Источником такого поведения является Маген Авраам в его комментарии на Шульхан Арух 618, 10, а он в свою очередь опирается на мнение автора "Шиболей аЛехет". По мнению  Маген Авраам, поскольку еда разрешена для больного исходя из принципа Пикуах Нефеш, который превышает святость Йом Киппура, то получается, что относительно еды. это время приравнивается к обычному буднему времени и поэтому нету необходимости в кидуше.

Относительно Йом киппура, который совпадает с Шаббатом, существуют галахические мнения, что несмотря на то. что из-за Йом Киппура такой человек не обязан делать кидуш, но он обязан это делать из-за святости шаббата. Например  рабби Акива Игер в его замечаниях на Шульхан Арух 271, и 418 писал, что нужно иметь намерение произнося среднюю браху в молитве Амида, выполнить также заповедь кидуша (из Торы, а обязанность делать кидуш на вино, это более позднее постановление мудрецов).На практике не придерживаются этого мнения и э то видно из комментариев Мишна Брура 618, 19 в соответствии с мнением автором "Дерех Хаим" и "Хаей Адам". Объяснение этому, что поскольку кидуш на вино перед едой это постановление мудрецов, и оно не распространяется на Йом Киппур, т.к. в обычной ситуации еда в этот день запрещена.

Добавление к святости дня на исходе Йом Киппура- принято добавлять  на исходе Йом Киппура еще какое то время после выхода звезд ( достаточно несколько минут). Тем более это актуально в этом году, так же, как мы продлеваем обычный шаббат. В любом случае больной сильно страдающий от поста. а так же беременные и кормящие женщины имеют право на облегчение и что то поесть после выхода звезд.

Авдала на вино- так же, как на исходе обычного Йом Киппура и обычного шаббата или праздника. Благословление на огонь- на исходе обычного Йом Киппура мы произносим благословление БОРЕ МЕОРЕЙ АЭШ, как в моцэй шаббат. В моцэй шаббат мы произносим это благословение, поскольку по традиции, сотворение огня было в моцей шаббат. В.Т, Псахим, 54.Но это объяснение не подходит к исходу обычного Йом Киппура, когда он не совпадает с шаббатом. Причина здесб другая :" В течении Йом киппура нам было запрещено зажигать огонь а после его окончания нам вновь позволено это делать. поэтому мы и произносим это благословение. В обычный йом киппур необходимо. чтобы огонь, на который произносят благословление, был от свечи, горевшей весь Йом Киппур, или от свечи, зажженной от подобной свечи.

В этом году, поскольку Йом Киппур выпадает на Шаббат, если у человека нету свечи, которая горела весь Йом Киппур, то он может произнести благословение на обычную свечу, зажженную на исходе Йом киппура и Шаббата, так, как это делают на исходе обычного шаббата (Ихвэ Даат, часть 1, раздел 63)

Благословления на благовония-в авдале на исходе Йом Киппура не произносят благословения на благовоние.Это касается и нынешнего года, когда Йом Киппур выпадает на шаббат. По мнению рава Овадьи Йосефа в книге "Хазон Овадия" на осенние праздники, стр. 384, что хороший обычай. когда человеку. который проводит авдалу уже после её окончания. когда он выпил вино авдалы, дадут благовония. на которые он произнесет благословения.

Еда по окончанию Йом Киппура- у нас есть обязанность хорошо и срадостью поесть и попить по окончанию Йом Киппура, и мидраш говорит. что в это время голос ( бат коль) говорит: "Иди ешь с радостью хлеб твой и пей с добрым сердцем вино твое, поскольку принял уже Творец дела твои".(Кахэлет\Экклезиаст, 9).

огонь, Кидуш, вино, благовония, Авдала, Йом Киппур

Previous post Next post
Up