На Чегем мы поехали втроем - Валера, Влад и я. Для меня это первый опыт путешествия куда-то на машине,и вряд ли в будущем меня ждет что-то более экстремальное :) Путешествовали за 100 км/ч на раздолбанной Валериной семерке, под хард-рок, треш-металл и прочие музыкальные завывания.
Самым тяжелым временем за всю поездку было утро первого дня в дороге - выехали в шесть (а встали полпятого) и по очереди несли вахту рядом с Валеркой, чтоб он не заснул. Валера мужественно тряс башкой под свой хард-кор, а я чувствовала себя часовым у мавзолея и уже жалела, что вместо полетов не свалила к морю на самолете.
В первый день сделали небольшой крюк в 300 км, в итоге проехали тысячу километров до Элисты и дальше. Калмыкия - это саранча под ногами, бесконечная степь, закрытые навеки шашлычные с площадками для намаза, стада коров, отдыхающих на трассе, невнятные молчаливые калмыки. Ночь в мотеле - это тоже было своего рода откровение. Мотель оказался сооружением барачного типа, внутри маленькие комнатушки-загоны, пружинные кроватки и тюремного типа душ с дырой в полу. На рассвете Влад подарил мне бордерскую майку, а Валера поцелуй в щечку - с Днем рождения, Катя :) День рождения удался - вечером мы отмечали его уже на Юце.
Юца - приятное место. Полетать нам, правда, не удалось - в начале поездки полеты закрыли из-за приезда мистера Пу, в конце - из-за какой-то другой шишки. Но мне там и без полетов было хорошо - романтичный палаточный лагерь под деревьями, наземка, ночные побегушки с фонариком среди самолетов и дельталетов,«Автобус», яркие звезды ночью и офигенный вид с горы на километры вокруг. Поначалу было как-то странно - я никогда не видела столько парапланеристов зараз, причем все - незнакомые и очень уж разношерстные. Интересно было заниматься наземкой рядом с 20-ю другими людьми - узнала кое-что новенькое про упражнения с крылом, шокировала своими шортами и непокрытой головой какого-то инструктора.
С Юцы уехали уже вчетвером - к нам присоединилась Катя КОТ. Когда в пейзаже начала появляться вертикаль, Влад оживился, завозился и начал даже что-то напевать, нашел на горизонте Эльбрус, а Катя начала рассказывать про условия полетов в Чегеме. На перекрестке после поворота в Баксанское ущелье нас остановил мент, Валера поболтал с ним о парапланах и мы поехали дальше - в горы!
Итак, Чегем в Кабардино-Балкарии. Это очень красивое ущелье, где постоянно живут только хозяева парапланерных лагерей - Назир и Марат. В первый день там никого, кроме нас, не было - и нам это понравилось.Горы вокруг, незнакомые пахучие травки, орлы над головой, тучи, которые ползут прямо по ущелью, табуны лошадей и совершенно безбашенные суслики. Летать начали в первый же день, спасибо огромнейшее за это Кате КОТу! Она всех нас вела порации и показала, где можно и где не можно летать.
Что касается меня - это был отрыв башки. В горах никогда до этого не летала и после Чегема могу с уверенностью сказать - летать в принципе я начала только там. Полеты в Нижнем Новгороде и горные полеты (даже с учетом того, что я летаю очень робко) - это как «фотопогулять» с мыльницей и самый разгар сезона у фотографа.
В Чегеме летают в термодинамике, но при должном опыте можно летать маршруты. Влад и я висели в термодинамике, летали над «лопатами», отрабатывали под Катиным руководством «уши», аксель и спираль, но Валере динамик скоро надоел и он стал летать до «Пирамид» и дальше. Условия в динамике там, на мой взгляд, простые, при условии, что погода стабильная, главное - не бояться внезапного долбилова над ущельем, где течет река и вовремя сесть, если начинается гроза. Пару раз я вымокла полностью, но парашютирования так и не отведала)
На второй день приехали ставропольцы, на старте и в воздухе стало тесно, жизнь пошла веселая, летали практически рядами - слева крыло, справа крыло, сверху мотодельт, снизу орел. Я научилась выпаривать с «огурца» (нижнего старта), но все равно - подъем в гору там адский.
На подъемах и на прогулках чувствовала себя Джеральдом Дарреллом - вокруг прыгали непуганые суслики, летали горные сороки и орлы. Один раз увидела, как наш лагерный пес играл с сусликом. Пес в итоге испугался больше суслика, который со страху кидался и на него, и на меня.
Местные в Чегеме дружелюбные, но в поселок Эль-Тюбю (он же Верхний Чегем, находится в соседнем ущелье) женщинам лучше не ходить с голыми руками и ногами - поселок мусульманский, могут не понять. Назир говорил, что можно организовать поездки дальше в горы, но в первый раз мы никуда не съездили (надеюсь это исправить во второй заезд). Полеты были каждый день, иногда несколько часов, иногда весь день, иногда час-два. Что понравилось в погоде - то, что всегда есть время хотя бы для небольшого полета. Не понравилось - частые грозы и затяжные дожди после них.
Через пару дней начала кое-как работать с рельефом и опа - до меня дошло, что крылом-то можно управлять! К концу пребывания в Чегеме я поняла, что нормальные полеты - это полеты каждый день и не по 15 минут, а по нескольку часов. Вывод - работать и зарабатывать надо больше, дабы летать в горах. Люди, женитесь и заказывайте себе фотографа на свадьбу! :) Но это так, к слову.
Валера летал вполне по-взрослому, правда, с камерой, примотанной скотчем к шлему. Периодически он залетал в облако и в тогда эфире раздавались жалобы на плохую видимость :) Катя следила за всеми нами и в промежутках успевала летать сама. Влад отлетал тоже отлично, особенно для первого раза, а я собираюсь ехать еще раз.
Про обратную дорогу могу сказать только одно - никогда не тяните с отъездом... Ночевали в степи, в последний день Валера крутил баранку 14 часов подряд и проехал 1400 км. Вернулись мы часа в три ночи, и в девять утра на "Бродяге Кавказа" (так Валера назвал стойкую семерку) уже ехали на свадьбу.