Большинство современных ученых, насколько я знаю, нерелигиозны. Тем больший интерес вызывают те из них, кто принадлежит меньшинству. Особенно если это не рядовые труженики науки, а выдающиеся деятели, снискавшие, так сказать. Из таковых мне известны лишь двое - Михаил Кацнельсон и Артем Оганов. Первый православный (да-да), второй католик (впрочем,
(
Read more... )
Немного забавно, что вы воспроизвели еврейскую доктрину "пикуах нефеш", "угроза жизни". Краеугольный камень иудаизма - Закон (Тора), который надо соблюдать. В самом концентрированном виде это Декалог, Галаха перечисляет 613 заповедей, а праведный еврей (талмид хахам) всю жизнь изучает тонкости того, как именно надо толковать и соблюдать эти заповеди.
Но эти заповеди не высечены в граните абсолютны. Если возникает угроза жизни, то можно и день субботний нарушить, и свинину съесть (если больше нечего), и человека убить. Если надо. Казалось бы, тот же самый вопрос, - что значит "надо".
Еврейские мудрецы дают такой ответ: если надо для спасения жизни (своей или чужой) - то можно нарушать Закон. Но если этого от тебя требуют в качестве жеста богоотступничества - то нельзя. "Или мы тебя сожжём, или ты отречёшься от своего Бога и в доказательство съешь этот кусок сала" - ничего не поделаешь, надо на костёр.
В примере с котёнком вопрос надо переформулировать так: что вы выберете, если вам надо доказать собственными действиями, что бога нет? Трудно вообразить, конечно, кто может ставить перед вами подобную задачу, ну так и эксперимент мысленный. Разве что вариант (в) ответа надо чуть-чуть отредактировать: "ни за что! уж лучше считайте, что я внезапно уверовал, но убить котёнка я не смогу".
Reply
Вот за это я точно не возьмусь. Бог это не последнее число-близнец, чтобы доказывать или опровергать его существование.
Reply
>>> Бог это не последнее число-близнец, чтобы доказывать или опровергать его существование.
Однажды Бернард Шоу обронил фразу, что все женщины продажны. Английская королева, узнав об этом, при встрече с Шоу спросила:
- Верно ли, сэр, что вы утверждаете, будто все женщины продажны?
- Да, ваше величество.
- И я тоже?! - возмутилась королева.
- И вы тоже, ваше величество, - спокойно ответил Шоу.
- И сколько же я стою?! - вырвалось у королевы.
- Десять тысяч фунтов стерлингов, - тут же определил Шоу.
- Что, так дешево?! - удивилась королева.
- Вот видите, вы уже и торгуетесь, - улыбнулся драматург.
Вы начали с того, что не понимаете, как могут учёные верить в Бога. А теперь вы уже соглашаетесь, что доказывать или опровергать существование Бога не стоит даже жизни котёнка.
Поторгуемся ещё? ;-) (шутка). Я думаю, что мы прекрасно друг друга понимаем, вопрос скорее в оттенках и сопряжённых эмоциях. Я знаю слишком много людей, к которым я питаю колоссальное уважение, и которые несомненно религиозны (большинство - ортодоксальные иудеи, но есть и несколько христиан и даже православных, которые отличаются наибольшим антисемитизмом).
Reply
Reply
У нас, видимо, разнонаправленные векторы внешних сил. В РФ (сколько я вижу из своего далека) нарастает мракобесие, причём не только идущее от властей и ватников-по-призванию, а прямо-таки с корнями в академии (наука + высшее образование). Нормальная реакция на такое - в точности по принципу Ле Шателье, делать что можно, чтоб эта волна поскорее затухла, не докатившись до младшей школы.
В Израиле академия агрессивно левая и антирелигиозная (и по историческим, и по текущим социологическим причинам). Конечно, математиков с кипами на головах не побивают камнями, но атмосфера воинственного антиклерикализма просто разлита по кампусам, среди прочего нанося ущерб пресловутой академической свободе. Поскольку я, как и вы, не вижу никакого вреда от наличия некоторого количества религиозных учёных в академии, я инстинктивно делаю стойку на попытку обосновать их неполноценность или неадекватность. Тот же принцип Ле Шателье, только в другую сторону работающий.
Reply
ЗЫ. В академии и вузах, к счастью, не наблюдаю пока. Может быть потому, что наблюдения ограничены естественнонаучными заведениями.
Reply
Leave a comment