Часть 1 здесь:
https://shuliavka-cat.livejournal.com/11176.htmlЧасть 2 здесь:
https://shuliavka-cat.livejournal.com/11422.html Что-то мой краткий путеводитель превращается в не очень-то и краткий… Единственное что - сумбурным он таки остается: ни системы, ни полноты изложения. Но это и не было целью. Заинтересовавшись, зацепившись за что-то, можно читать и раскручивать дальше, ведь Рим - это глубина и бесконечность.
Древние мозаики
Базилика Santa Prassede
Хотя эта базилика находится недалеко от знаменитой Santa Maria Maggiore, я ее еле нашла в плотной городской застройке. Внешне она собой не представляет ничего особенного:
Кстати, этот вовсе не старый и вполне упитанный мужчина при входе просит милостыню…
Мозаики алтарной части, созданные в первой половине 9 века греческими мастерами на тему Апокалипсиса. Их удобно рассматривать, можно долго сидеть на скамье:
Сцена в конхе апсиды показывает будущее второе пришествие Христово, в руке он держит свиток: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь». Над головой Христа в белых облаках видна рука Бога Отца:
Кстати, фигура слева с моделью храма в руках - это портрет основателя базилики папы Пасхалия I. Странный квадратный голубой нимб над его головой указывает на то, что на момент создания мозаики он был еще жив. Вот так скромно решил себя увековечить, рядом со св. Пракседой и апостолом Павлом...
А вот как выглядит той самый ящичек, куда нужно бросить монету, чтобы зажегся свет и мозаики засияли золотом:
Хотя при включенном освещении золотая смальта сильно отсвечивает, тогда и фотографировать труднее, и многие цвета блекнут. Поэтому я все-таки предпочитала рассматривать мозаики до того, как кто-то опустит монетку в волшебный ящичек.
Мозаика над входом в капеллу святого Зенона:
Странно, что о святом Зеноне, в честь которого освящена капелла и мощи которого были помещены под её престолом, практически ничего неизвестно.
Мозаику Христа Вседержителя в куполе капеллы часто фотографируют в разных путеводителях:
«Колонна бичевания» - колонна, к которой был привязан Христос во время бичевания в доме Пилата. Она привезена в базилику в 1223 году после пятого крестового похода:
Узор мозаичного пола-косматеско как бы указывает дорогу к алтарю:
Косматеско - название по фамилии династии итальянских мастеров Космати, несколько поколений которой в 12-14 вв. создавали такие полы в храмах Италии.
В храме есть еще 7 капелл с различными захоронениями, а также крипта, куда были перенесены мощи 2300 святых из римских катакомб.
Больше информации о церкви можно найти во многих путеводителях. Как ни странно, официального сайта я не нашла, но нашла видео с мозаиками капеллы св. Зенона, правда, не в очень хорошем качестве.
Церковь Santa Maria in Trastevere
Первая церковь на этом месте была построена еще в 3 в. Теперешняя церковь 12 в., тогда же фасад и апсиду украсил мозаиками мастер Пьетро Каваллини. На фасаде - Мария среди святых:
Интерьер:
Капители колонн разные, да и сами колонны тоже, если присмотреться:
Филигранной работы кесонный потолок:
Опять-таки, мозаичный пол-косматеско с характерным геометрическим рисунком:
Самое сокровище - мозаики в алтарной части. Сначала я рассматривала и фотографировала их в традиционной полутьме. Мозаика в конхе апсиды:
Но вот кто-то бросил монетку в заветный ящичек - и все стало смотреться по-другому. Ярче, но труднее для фотографирования: уж слишком засияло золото. Плюс еще тот самый источник света, от которого никак не удавалось уйти, потому что при этом из виду терялась половина апсиды:
В трансепте тоже шикарный кесонный потолок:
При выходе обратила внимание на вот это:
В путешествиях по Средиземноморью я не раз видела, что из деталей разрушенных античных храмов и на их фундаментах строили христианские храмы и другие постройки. В данном случае, очевидно, пострадал не один храм - отсюда и разные капители колонн в интерьере. И весь придел буквально демонстративно украшен мраморными плитами дохристианских построек:
Не для слабонервных: Santa Maria della Concezione dei Cappuccini
Это церковь монастыря капуцинов на виа Венето. Построена в 1626-1631 гг. Снаружи выглядит очень скромно, уютно прячась за высокими платанами:
Сюда я попала совершенно случайно в первую поездку в Рим в ноябре 2013 г. Просто вечером было свободное время, и я поехала в центр хоть одним глазом взглянуть на знаменитую виа Венето, которая у меня прочно ассоциировалась со «Сладкой жизнью» Феллини. Церковь находится буквально в паре десятков метров от выхода из метро «Барберини» и была открыта. В стоимость входного билета входит посещение музея истории капуцинов и крипты. Спустилась в крипту…
Своеобразный декор нескольких залов крипты - кости более чем четырех тысяч монахов-капуцинов и горожан, собранные за 350 лет. От картинки воздержусь, конечно. Считается, что эта крипта послужила примером для создания подобных в Кутна Гора в Чехии (которая более известна), церкви San Bernardino alle Ossa в Милане, крипты церкви св. Петра и Павла в Мельнике (тоже в Чехии) - в них всех я была, впечатление жутковатое. Поэтому в этот приезд «повторить» капуцинскую церковь, понятное дело, не захотелось.
Официальный сайт:
http://www.cappucciniviaveneto.it/ Ну и наконец…
Базилика San Giovanni in Laterano или Латеранская базилика - вот такой получился завершающий аккорд моего путешествия. Самолет у меня был вечером, а утром я отправилась в этот храм. Не пойти я сюда не могла: это один из первых христианских храмов Рима, главный собор Рима с кафедрой римского епископа, номер один в списке четырех главных римских базилик. Традиционные пешеходные обзорные экскурсии (особенно если туристы приехали на пару дней) сюда не доходят, поскольку от центра это далековато. Да и туристы-одиночки добираются не всегда, так как нужно ехать специально.
Название базилики происходит от Латеранского дворца, подаренного императором Константином Великим римскому епископу, тогда же (в 313 году!) император приказал пристроить ко дворцу церковь. С тех пор и до 1377 г. здесь находилась резиденция римских пап, а возведение в папский сан в этой базилике происходило вплоть до 1870 года.
Храм неоднократно перестраивался, в том числе великим Франческо Борромини. Сегодняшний вид базилика приобрела в 1730х гг. По сравнению с собором Святого Петра внешне базилика кажется не столь впечатляющей, а венчающие ее большие фигуры Христа, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и Отцов Церкви даже кажутся несоразмерно большими. Второй ярус фасада - папская Лоджия Благословения:
Внутри очень светло из-за больших окон. С первого взгляда интерьер кажется довольно скромным, разве что что сразу выделяются большие и динамичные скульптуры апостолов, выполненные учениками Дж. Л. Бернини:
Доминанта интерьера - табернакль (шатер) на четырёх колоннах, где в серебряных реликвариях находятся важнейшие христианские святыни - головы святых Петра и Павла:
Тоже полы косматеско, вот здесь с гербом рода древнего римского рода Колонна (может быть, это и есть захоронение папы Мартина V из рода Колонна - ну очень не хватало мне аудиогида!):
Потолок нефа:
Древние мозаики алтарной части. Здесь уже подсветка не требуется - свет льется из больших окон, да и на улице солнечный февральский день:
В отличие от православных храмов, здесь можно зайти в алтарную часть, вот так смотрится оттуда интерьер базилики:
Потолок алтарной части:
Словом - скромное величие, я бы сказала...
Известная Святая лестница (Scala Santa), поднявшись по которой можно получить отпущение грехов, находится рядом с базиликой вот в этом здании:
Подниматься по лестнице нужно только на коленях, читая молитву на каждой ступени. По этим 28 ступеням Иисус поднимался к Пилату на судилище. Царица Елена, мать римского императора Константина, разыскала эту реликвию в Иерусалиме и подарила ее римскому епископу.
Фотографировать внутри нельзя из уважения к священному ритуалу, поэтому нарушать я не стала. Но некоторым все нипочем, в сети много фото.
Официальный сайт базилики (довольно скромный, на итальянском):
http://www.vatican.va/various/basiliche/san_giovanni/index_it.htmПодробно о базилике здесь:
http://vgrigoriev.ru/2017/rim-lateran/ Вот, пожалуй, и все. Я была еще в нескольких церквях, которые я здесь не упомянула потому, что они очень популярны и о них уже много написано, а некоторые мне показались менее интересными.
Опять-таки, я и не претендовала на полноту охвата темы с самого начала. Скорее, затеяла писать о храмах Рима, чтобы упорядочить впечатления и информацию для себя самой.
А если кому-то сей рассказ поможет - буду рада.
Нет, не все (смайлик)... Есть еще и послесловие:
https://shuliavka-cat.livejournal.com/12423.htmlВот теперь уж точно все!