Киевское переосмысление

Feb 15, 2016 12:05



Киевский Синопсис

После заключения в 1595 году Брестской Унии православные братства на территории Речи Посполитой (прежде всего Львовское и Киевское) были вынуждены вступить в непримиримую полемику с униатами, в ходе которой ими и были приняты и развиты рассматриваемые польские этногенетические гипотезы.

Так, в сочинении члена киевского братства Захарии Копыстенского «Полинодия или книга обороны» (1621 г.) мы встречаем теорию о древнем роксоланном народе, который, по Копыстенскому, и положил начало Древнерусскому государству, из которого вышли «малороссове» и «великороссове» (аутентичные термины Копыстенского).

Москва, по Копыстенскому, заслужила титул Великой Руси именно в силу того, что сумела освободиться от иноземного господства и построить новую мощную державу - в отличие от Киева. Однако саму теорию роксоланного народа Копыстенский заимствует из Сарматской теории, созданной польскими авторами.

Комплекс идей, разработанный православными братствами на основе рассматриваемых этногенетических концепций, утвердил в общественном сознании Левобережной Украины идею кровного родства с Москвой, что и привело к Переяславской Раде 1654 года - воссоединению Москвы с Запорожскими землями.

В 1674 году в типографии Киево-Печерской Лавры выходит Киевский «Синопсис», авторство которого приписывают архимандриту Лавры Иннокентию Гизелю. В «Синопсисе» сарматская и связанная с ней роксаланская гипотезы подчинены Мосоховой гипотезе.



Иннокентий Гизель

Сарматскую гипотезу автор «Синопсиса» излагает в главе «О народе сарматском и о наречии его». Он пишет: «Савромации, или Сармации страна есть вся в той же Европе, третией части Света, жребия Афетова, обаче сугуба есть: едина Скифска, идеже ныне сидят Скифы или Татаре; вторая, идеже Москва, Русь, Поляки, Литва, Прусы и прочая обитают».

Как мы видим, автор возводит происхождение сарматов к Иафету. Кроме того, он утверждает существование двух Сарматий: татаро-скифской и русской, причем в русскую входят и Москва, и Русь, и даже Польша с Литвой.

В главе «О народе Роксаланстем и о наречии его» автор «Синопсиса» рассматривает и роксоланскую гипотезу, однако в его интерпретации роксоланы становятся просто иным названием россов: «От тех же сарматских и славяноросских осад тойже народ росский изыйде, от него неции нарицахуся Россы, а иные Аланы, а потом прозвашася Роксаланы, аки бы Росси и Аланы».

Для доказательства Мосоховой гипотезы автор «Синопсиса» ссылается на труды «древних летописцев греческих, российских, римских и польских», а также «наипаче и Божественное Писание от пророчества Иезекиилева в главе 39», где и говорится о Мосохе. Автор «Синопсиса» подчеркивает, что весь народ славянский произошел от Мосоха и указывает, что по-еврейски «славянский» значит вытягивающий и растягивающий, «от вытягивания лука и от расширения великих и множественных народов Московских, Славенороссийских, Польских, Волынских, Чешских, Болгарских, Сербских, Карвацких и всех вообще, елико их есть, славенска языка природне употребляющих».

Автор заключает: «И тако от Мосоха, праотца Славенороссийскаго, по наследию его, не токмо Москва народ великий, но и вся Русь или Россия вышереченная произыде». А в предыдущей главе (где говорилось о роксоланах) автор пишет: «Москва народ от Мосоха праотца своего и всех Славянороссов, сына Афетова: и царствующий град Москва от реки Москвы, и прочая сим подобная».

«Синопсис» становится главным учебником истории в России на протяжении всего XVIII века и ложится в основу идеи единения славянского мира под Российской державой.



Феофан Прокопович. Парсуна. Середина XVIII в.

Окончательную форму идеология расширения Московского царства на юго-западные земли расселения славян получает у Феофана Прокоповича - реформатора церкви при Петре I, воспитанника киевского братства, ректора Киево-Могилянской Академии - в его знаменитом тезисе о триедином русском народе, состоящем из великороссов, малороссов и белорусов.

Именно таким сложным образом, как описано выше, польские историко-этногенетические наработки совершали непредсказуемое «путешествие» сначала в Киев и Львов, а затем - в Москву.

Автор: Андрей Берсенев
Опубликовано: газета "Суть времени" №145 от 16 сентября 2015 г.

Предыдущие статьи цикла:
Польские этногенетические гипотезы происхождения славян
Мосохова гипотеза Яна Длугоша
Сарматская гипотеза Матвея Меховского
Этногенетическая гипотеза Мартина Кромера
"Записки о Московитских делах" Сигизмунда Герберштейна
Москвоцентричная гипотеза Мартина Бельского
Литовская гипотеза доминирования Москвы

русские, Россия, Прокопович, Львов, история, Москва, Киев, славяне, газета "Суть времени"

Previous post Next post
Up