В прошлое воскресенье, 25 октября, в очередной раз посетил
дискуссионный клуб "В поисках смысла" и могу сказать, что это была самая интересная из встреч этого клуба, на которых я бывал.
Обсуждать планировали прошедший за неделю до этого в Новочеркасске 5-й Всемирный конгресс казаков. А так как организатор клуба Максим Гончаров присутствовал на данном мероприятии в качестве аккредитованного журналиста, то он смог пригласить для обсуждения этой темы непосредственных участников конгресса. Среди приглашённых были редактор газеты "Донские Войсковые Ведомости" Иван Михайлович Болдырев, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории исторического факультета ЮФУ Венков Андрей Вадимович, пресс-секретарь Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» Людмила Бондарь, а также ряд представителей казачьих организаций области. Кроме приглашённых экспертов на дискуссионный клуб пришли и уже известные по
обсуждению роли казачества в 21 веке персонажи, а именно: конкурент древних укров Сергей Валентинович Тюкавкин и апологет казачьего государства Владимир Алексеевич Потеряхин.
В общем дискуссия обещала быть жаркой и вполне оправдала эти ожидания.
Тюкавкин при поддержке Потеряхина убеждает собравшихся в необходимости образования казачьего государства на территории Ростовской области
В начале встречи Максим предложил обсудить историю организации всемирных конгрессов казаков, первый из которых прошёл в Новочеркасске в 2003 г. Иван Болдырев рассказал, что идея проведения конгресса возникла в связи с юбилеем атамана Платова, а одной из главных целей первых конгрессов было выстраивание отношений с зарубежным казачеством, которое образовалось в ходе двух волн эмиграции. Первая, после поражения белых в Гражданской войне, а вторая, после ухода казаков-коллаборационистов вместе с отступающими частями фашистов.
По итогам его рассказа у меня сложилось впечатление, что на первых конгрессах зарубежные казаки предъявляли к российским разнообразные претензии насчёт того, что у них не всё получается в деле возрождения казачества, а местные всячески прислушивались к их мнению и хотели понравиться. После чего я задал профессору Венкову вопрос об истории образования зарубежного казачества.
Профессор А.В. Венков
Отвечая на него, Венков рассказал, что из около 1,5 млн. казаков проживающих на территории Донского края в 1918 г. погибло в боях Гражданской войны около 250 тыс. человек и ещё около 250 тыс. женщин, стариков и детей умерло от эпидемий и голода. Интересно, что профессор упомянул, что 15% донских казаков воевали на стороне красных, хотя обычно об этом предпочитают молчать. Эмигрировали тогда около 30 тыс. донских казаков из которых 10 тыс. потом возвратились в течении нескольких лет. По словам эксперта в эмиграции осталась в основном казачья элита, которую за антисоветскую деятельность в СССР не ждало ничего хорошего. Среди них были в основном офицеры, крупные землевладельцы и представители казачьей интеллигенции. Таким образом в эмиграции осталось всего 20 тыс. донских казаков.
По словам всё того же Венкова, несмотря на расказачивание и коллективизацию к началу Великой Отечественной Войны население Донского края практически удвоилось. В связи с этим очень странным выглядят заявления некоторых современных представителей казачества о геноциде в отношении казаков со стороны советской власти. Обычно при геноциде население не удваивается.
Уже в 1936 г. казакам было разрешено без ограничений нести военную службу и к началу Войны около 150 тыс. казаков уже находилось в рядах Красной Армии. При этом очень много казаков впоследствии вступило и в ряды дивизий народного ополчения. Но были также и казаки-предатели, которые перешли на сторону фашистов и потом, отступив вместе с ними, сдались в плен англичанам в Лиенце (Австрия), а затем были выданы советской стороне.
Таким образом получается, что учить наше казачество тому, как ему дальше жить, сейчас берутся потомки 20-30 тыс. прислужников фашистов. И потомки казаков-героев Великой Отечественной Войны почему-то к ним прислушиваются.
"Иван Болдырев, казак станицы Богоявленской"
Отвечая на вопрос о влиянии РПЦЗ на казачество и её позицию по канонизации генерала Власова, Иван Болдырев пояснил, что на данный момент в связи с объединением Православной Церкви в целом РПЦЗ подчиняется Московскому Патриархату, и эксцентричные заявления некоторых представителей РПЦЗ - это их личное мнение. Кстати, на конгрессе патриарх Кирилл прямо заявил, что казаком не может быть не православный человек. При этом Венков отметил, что ранее самоидентификация у народов была не по национальному признаку, а по религиозному. Также было упомянуто, что на Кубани, несмотря на мощный пиар и объявление казачество национальной идеей, в ходе переписи себя казаками по национальности записали всего 4,4 тыс. человек, а в Ростовской области аж 25 тыс. человек.
На вопрос о том, сколько сейчас в Ростовской области потомков казаков, профессор Венков ответил, что около 400 тыс. из 4,5 млн. жителей области. Сосредоточены они в основном на севере области в пределах Верхнедонского, Шолоховского, Боковского, Цимлянского и Константиновского районов. При этом 50% казачьих организаций области находятся в районах, где казаки никогда не проживали.
Не представившийся гражданин с камерой и медалями поднял вопрос о наделении потомственных казаков землёй. На это ему ответили, что все потомки казаков-земледельцев состояли в колхозах/совхозах и соответственно получили паи на землю. После чего этот гражданин не угомонился и всем рассказал, что раз Путин казак, то он должен всем казакам выделить по 9,8 гектара земли. Насколько я понял, по каким-то дореволюционным законам чем выше было у казака звание, тем больше ему полагалось земли, и именно поэтому в 90-х в надежде на халявную землю все желающие надели полковничьи погоны, а особо жадные и генеральские.
На вопрос о том, почему в Ростовской области постоянно открываются казачьи школы, был дан очень прагматичный ответ. Оказывается сейчас по всей стране закрывают пустеющие сельские школы, а объявление школы казачьей спасает её от закрытия.
"Представители ВКО "Всевеликое Войско Донское"
Хочется обратить внимание на конструктивную позицию представителей ВКО "ВВД", к сожалению, я не записал как их звали. В течении всей дискуссии они занимали очень конструктивную патриотическую позицию, говоря о необходимости воспитания молодёжи и приобщения к духовным ценностям. Также они активно выступили против позиции гражданина Потеряхина о необходимости создания Донской казачьей республики.
Разразившийся после заявления этой позиции спор очень красиво прервал профессор Венков. Он задал Потеряхину вопрос, почему это он будучи кубанским казаком озаботился созданием государства донских казаков.
Насколько я понял, многие из присутствовавших адекватных казаков в целом разделяют позицию, что казаки это национальность, но при этом прекрасно понимают, что в современном состоянии казачество неспособно образовать никакой государственности. Профессор Венков обратил внимание на то, что в за последние 15 лет количество людей считающих себя казаками уменьшилось вдвое. На мой взгляд, причиной к этому может быть укрепление центральной власти, в связи с чем люди стали больше гордиться тем, что они русские и перестали искать себе побочные идентичности, как это было в 90-е. При этом всё тот же Венков обратил внимание присутствовавших, что во времена советской власти уровень казачьей культуры был значительно выше, чем сейчас. Видимо это связано с тем, что и в целом по стране общий культурный уровень был выше.
Кроме этого одним из сложных мест в современном донском казачестве является отсутствие авторитетного лидера, что приводит к постоянным расколам. Во время дискуссии было высказано мнение, что обращение к зарубежному казачеству на Всемирных конгрессах это попытка поиска таких лидеров среди потомков беглой казачьей элиты.
Возможно мой рассказ об этой встрече
дискуссионого клуба "В поисках смыслов" оказался немного скомканным, но передать все обсуждённые вопросы в короткой заметке не так-то просто. В целом данная встреча меня обнадёжила, так как я увидел среди представителей казачества умных и патриотичных людей, а не одних эпотажных любителей альтернитивной истории, как на прошлом собрании. При этом сразу стало понятно, что часть людей одевших форму и назвавших себя казаками действительно любит казачью культуру и радеет за духовное возрождение, а часть только ищет халявы в виде земли или пытается продвинуть идею своего государства для получения административных должностей и опять же наживы.
В следующее воскресение, 1 ноября в 16-00, там же в Публичной библиотеке, состоится очередное собрание клуба на котором будут обсуждаться результаты месяца активной войны РФ против ИГИЛ, а также истоки конфликта в Сирии и возможные перспективы его развития.