Несколько дней назад отдел кадров на моей работе решил приобщить "офисный планктон" к высокому искусству и организовать коллективный поход в Ростовский областной музей изобразительных искусств. Предлагалось посетить выставку швейцарского художника Герарда Вагнера под названием
"Космическая сила цвета: исцеляющее воздействие нового направления в живописи" за "смешную" сумму в 400 руб. с человека. Так как мною уже давно была поставлена перед собой задача по преодолению отчуждённости от культуры, то решил, что такой шанс упускать нельзя, хотя тема выставки и не внушала особого оптимизма. К моему удивлению, сегодня после работы возле дома №60 по улице Чехова собралось около 40 моих коллег, которые также решили прикоснуться к прекрасному и начали с того, что сделали коллективное фото перед входом, после чего в шутку было предложено расходиться.
Ростовский областной музей изобразительных искусств (здание на пр. Чехова, 60)
Внутри музея нас встретила организатор выставки - Павлова Татьяна Ивановна, которая не только привезла картины из Швейцарии, но и провела очень интересную экскурсию, рассказав о творчестве Герарда Вагнера, о его новаторских методах в живописи и лечебном действии его картин, которое она назвала арт-терапия.
Кроме этого, нашему вниманию был представлен ряд работ самой Татьяны Ивановны и рассказано о трудностях в создании растительных красок для их написания. В завершении экскурсии, возле картин, нарисованных детьми в этом стиле, была проведена краткая лекция о психологии детей и необходимости развития детского воображения и творческого начала путём приобщения к живописи цветом.
Герард Вагнер. Пасхльная ночь 2. 1945 г.
Из всего этого я понял, что Герард Вагнер опирался на теорию цвета Гёте и являлся духовным последователем некоего Рудольфа Штейнера. В основе его стиля лежало создание форм с помощью цвета, а не заполнение цветом нарисованных или задуманных ранее форм. Наиболее понятно это было объяснено на примере четырёх похожих картин с проросшей луковицей, форма которой менялась от изменения её цвета. Кроме этого, в картинах было огромное количество религиозных сюжетов и образов, апеллирующих к духовности и миру Идей.
Герард Вагнер. Воскрешение Лазаря. 1940 г.
Хотя некоторые мои коллеги и назвали эти картины мазнёй, но та энергия, с которой Татьяна Павловна рассказывала о них и о художнике, серьёзно пробирала и заставляла более внимательно относится к её словам и стараться почувствовать, что автор хотел передать этими цветоформами.
Герард Вагнер. Мистерия. 1956 г.
В общем, после посещения выставки осталось хорошее впечатление, т.к. приятно было слушать человека, сильно заинтересованного в том, что рассказывает. Я даже взял визитку у Татьяны Ивановны, чтобы почитать на сайте, который был на ней указан, более подробно об этом направлении в искусстве.
Дома, открыв указанный на визитке Павловой сайт
www.anthropos-psycho.org, сразу же обратил внимание, что Герард Вагнер на нём не упоминается ни разу. Зато на сайте расположено много материалов по антропософии, а также рассказывается про Вальдорфские школы и детские сады. Вот что написано на главной странице этого сайта:
"Антропософия - это духовная наука и путь познания. Она принесла миру много нового, того, что можно применить к повседневной жизни. Она лежит в основе Вальдорфской педагогики и многих методов антропософски ориентированной терапии."
На Википедии оказалось немного другое определение антропософии, а именно:
Антропософия - религиозно-мистическое, оккультное учение, выделившееся из теософии, основанное в 1912 Рудольфом Штейнером с целью открыть широкому кругу методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека. Автором и последователями учения характеризуется как «наука о духе». В отличие от теософии антропософия опирается на христианскую мистику неортодоксального для Запада характера и европейскую идеалистическую традицию (в частности, на учение Гёте; сам Штейнер обозначал антропософию как «гетеанство 20 века»). В основании антропософии располагались также идеи и предположения пифагорейской и неоплатонической мистики, каббалистики, веданты и немецкой натурфилософии.
Как мы видим, определения "немного" отличаются друг от друга.
Продолжение
здесь.