Тема для меня оказалась революционная. Т.е. для меня это открытие недели. Как я уже писала ниже "переключательно обучения" - это ещё один принцип в методике Анат Баниэль. И оказывается этот "переключатель" может быть выключен не только у того кого обучают, а и у того кто обучает. В данном случае у меня.)) Я ниже расскажу на своём примере, мне так проще.
Тот факт, что "переключатель" может быть в режиме "выключен" у ребенка мне было в целом ясно. Я это регульрно наблюдаю и на старших детях, когда разбираю с ними уроки. Собственно так обычно это и выглядит.))) "Включай уже мозг, Милена или я пошла готовить, я так не могу" - моя обычная фраза.)) У Милены он реально включается не сразу и это видно невооруженным глазом.
Но вот то, что включатель может быть выключен и у обучающего, стало для меня удивительным открытием. И у меня он был выключен вот до вчерашнего дня.))
Есть такая сложность в обществе, я пишу в обществе, потому что это повсеместно. Мы смотрим на детей, да и на себя с точки зрения ограничений. Т.е. например мальчик Вася, ему уже 2 года, а он ни слова не говорит. Это обычное дело. Есть мальчик и на него уже не смотрят ни как иначе. Он не говорит и надо с этим что-то делать. Мальчика Васи целиком уже нет. Остался Вася, который не говорит. И цель, должен начать говорить, потому что уже 2 года. Или 3 года или 4. Сути это не меняет. И все усилия направлены на то, чтобы Вася наконец сказал хоть слово.
Или мой пример. Есть дочка Надя и она не ходит. Уже 6 лет, а она не ходит. И все ждут, когда же начнёт и все вопросы о том, ставим мы её, пробует ли она топать, носим ли мы спец обувь и такие высокие сапоги, которые держат голеностоп, как будто люди не ходят потому что у них голеностоп без поддержки.
Это как с картой. Если мне надо в Москву, то я смотрю по карте как мне доехать от моего дома до Москвы. Но я никогда не стану прокладывать путь от Москвы до своего дома. Это бред. Я так не доберусь. Сначала надо посмотреть где я, что вокруг и если я подойду к прохожему и спрошу где Москва, то никто не станет мне рассказывать как добраться сюда из Москвы.
Но когда я поняла, что вот уже вот, а Надя не ходит, то я переживаю и спрашиваю у всех, а как, а когда ХОДИТЬ? И вот тут выключатель выключается!!! Потому я перестаю смотреть на Надю, как на целого человечка. Я перестаю интересоваться, а что может (где мы?), я перестаю смотреть что вокруг, что она умеет и "танцевать" вокруг этого. Я закрываю себе все варианты, кроме того, что надо как-то (хоть тушкой, хоть чучелком)), но ходить. Я прокладываю путь от Москвы до дома каждый день. И так добраться до места назначения невозможно. Но самое главное я выключаю в своём мозгу эту важную функцию ОБУЧЕНИЯ. Я перестаю наблюдать, думать, а что же мы можем сделать с тем, что есть, а что есть, а как сделать лучше то, что есть? В моей голове нет миллиона возможностей для Нади, есть одна непонятно для кого.
У Анат в книге есть чудесный пример про мальчика Скотти, скоро книга выйдет на русском и можно будет почитать.))
Ну а сейчас многие из нас могут включить переключатель в своей голове и посмотреть на своего ребенка и на себя целиком, убрав ограничения и увидев возможности.