Если вы были в
Стамбуле, то наверняка были на знаменитом крытом рынке
Капалы Чарши, которой чаще называют на европейский манер Гранд Базар. Там легко заблудиться, ибо в стенах этого сооружения, которое
Мехмед Завоеватель начал строить сразу после завоевания Константинополя, находится более четырех тысяч магазинчиков и лавок. В день крытый рынок посещают более полумиллиона туристов и жителей города.
***
Кстати, больше посетителей было только на самом большом и знаменитом рынке Европы -пресловутом Черкизоне. Здесь количество посетителей было около миллиона. Черкизовский кормил десятки тысяч предпринимателей, одевал полстраны, и сделал состояние многим чиновникам из числа жуликов и воров, будучи
вполне рентабельной самостоятельной экономической единицей. Но в стране Дураков экономические показатели роли никакой не играют. Это вам не 30-40 миллиардов бухнуть в поддержку отечественного автопрома или 300 миллиардов в Сколково. Здесь нужно было просто немного благоустроить рынок, да передать его муниципалитету. Однако, если нельзя по крупному что-то отпилить, то любой проект подлежит закрытию, как не рентабельный. «Мочитель козлов в сортире» дал команду Крепкому хозяйственнику, чтобы тот прогнал своего лепшего друга Тельмана
[1] обратно в горы. И все. Нет рынка. Нет Лужкова. Нет Тельмана Исмаилова. Но есть дураки. Есть жулики и воры. Это и есть наше действительное национальное богатство.
***
Но вернемся к
Гранд Базару. Я бы хотел поведать вам, о такой узкой специализации этого самого знаменитого места в Стамбуле, как торговля антиквариатом. Я наткнулся на торговые ряды с древними вещицами, в одну из своих рабочих поездок в Стамбул, и с тех пор поход по антикварным лавкам стал для меня определенным ритуалом. Многие туристы, и европейцы, и русские несколько пугаются рынка, а особенно турецких продавцов, мол, обманут, проведут, разорят. Это пустые страхи. Большой Базар, на мой взгляд, самый безопасный район города. За безопасностью и несознательными элементами здесь смотрят сами продавцы. Сам наблюдал картину, как одного жулика толпа разъяренных купцов чуть не запинала до смерти, благо кто-то догадался вызвать охрану.
Что касается надувательства, которое практикуют продавцы этнических товаров, вроде кальянов, ковров, картин, предметов интерьера и украшений, то здесь нужно помнить одно. Практически все товары продаваемые на Капали Чарши дороже на порядок, чем в других районах Стамбула. Но…Вы никогда и нигде больше не получите такого удовольствия от процесса. Здесь работают настоящие виртуозы торговли и знатоки человеческой психологии.
Для того, чтобы прочувствовать это нужно просто выбрать какую-нибудь безделушку, и сразу задать смехотворно низкую цену. С учетом того, что каждый продавец говорит на пяти-семи языках, а на русском в обязательном порядке, вас ждет не забываемое представление и наглядное руководство «Как продать слона». Помнится, я хотел купить набор турецких стаканчиков для чая, а ушел с двумя пакетами набитыми разной белибердой, которую я потом долго раздаривал всем желающим. Но ни обиды, ни злости у меня не было, осталось теплое чувство от общения и радости от наблюдения за высокопрофессиональной работой. Так вот, если вы не захотите ничего покупать -никто вас неволить нет будет, не забывайте, что это просто элемент игры.
Есть еще один элемент традиционной турецкой культуры, как предложение угощения. Любой продавец, если вы зашли к нему в лавку и чем-то заинтересовались, обязательно предложит вам чай или кофе. Это ни к чему не обязывает, просто турки справедливо полагают, что совместное чаепитие располагает к задушевному разговору. А ежели вы, благодаря Аллаху, еще что-то купили, вас могут и накормить от пуза. Помнится, лет 15 назад, когда Стамбул трещал под напором челноков из стран СНГ, турки быстро смекнули о том, как использовать нашу тягу к выпивке. В каждом магазине содержался стратегический запас спиртного, которым от души потчевали оптовиков, чтобы разомлев, те не стеснялись брать больше товаров. Множество народу, попав в объятия Зеленого Змия, навсегда разорились…
Но я продолжу об антиквариате. Проходя мимо витрин и заговаривая с держателями таких лавок, улавливаешь насколько наши культуры и история тесно связаны.Русские и греческие иконы, офицерские сабли и кортики времен Крымской кампании, черкесские кинжалы с вензелем императора Александра Третьего, серебряные портсигары, георгиевские кресты, российские монеты и ордена.
Отдельной строкой ощущается история распада СССР. Многие наверное помнят то время, когда жулики Чубайс и Гайдар сотоварищи оставили страну без штанов, бывшие врачи, ученые, учителя и военные стали в массовом порядке вывозить из страны все, что представляло из себя хоть какую-то ценность. Это трагический период представлен в витринах орденами и медалями советского периода, картинами, самоварами, биноклями, бюстами Ленина и Сталина, и массой других мелочей, которые когда-то были нам дороги. В итоге, мы обменяли их на польскую колбасу, турецкие джинсы и китайские кроссовки. Что же, каждому свое. Знакомый турок, который не имеет отношение к антиквариату, рассказывал, что в банковском сейфе держит двести орденов Ленина (с определенных заводских номеров это очень дорогая вещь) и не собирается их продавать. Мол, это мой золотой запас, страховка на случай экономических потрясений.
Ну, и заканчивая этот небольшой очерк, пару слов о ценах.
Иконы русские и греческие в хорошем состоянии, которым от ста до двухсот пятидесяти лет, от 1000-10 000 долларов.
Турецкие сабли -1000-10 000 долларов.
Терский кинжал -10 000.По такому кинжалу у нас возникла дискуссия.
Я говорю, неужели кто-то покупает эти вещи за такие деньги, на что продавец заметил, что выходцы с Кавказа берут их и даже не торгуются.
Пистолеты времен русско-турецких войн 2000-3000 долларов. Статуэтки и предметы утвари, которые русские дворяне в годы лихолетья и бегства из России, меняли здесь на кусок хлеба, продаются от 500-5000 долларов. Множество швейцарских часов в золотых корпусах довоенного времени от 1000 до 10 000 долларов. Ну, с монетами несколько проще, кто разбирается, никогда не купит монету дороже, чем она стоит в каталоге. Монет действительно много, правда, чего-то исключительного мне обнаружить не удалось.
Резюмируя вышесказанное, замечу, если вы такой же профан в антиквариате, как я, да еще не нажили состояние Елены Батуриной, смело посещайте любую лавку, пейте чай, любуйтесь стариной и общайтесь с продавцами. Для этого денег не нужно.
[1] Тельман Исмаилов