Как-то в разговоре, наш славный мэр Алексей Николаевич Силанов, упрекнул меня, что в то время, когда вовсю идёт обсуждение будущего генплана Калининграда, активные граждане опять лежат на диване полыхая праведным гневом в Фейсбуке по очередному незначительному поводу.
Вот так, мол, всегда. Лишь доходит до дела, как не одного болтуна на передовой не видно.
Отчасти я с ним согласен. Отчасти нет. Но вопрос генплана и как будет выглядеть город через десять лет меня сильно волнует.
Поэтому решил ответить публично.
Уважаемый Алексей Николаевич, мы с вами осколки советской эпохи, в которой нас всё время учили о том, что любой процесс, план или задача, должны выстраиваться на какой-то базовой идее.
Ну, например.
Условно тридцать лет назад, в мэрии Хельсинки шли бурные дебаты о генплане города, и о перспективах его развития. Мнений было много. Каждый стоял на своём. И флегматичные финны ругались, как цыгане у трех вокзалов, пока один умный человек не сказал:
«Ребята, а давайте просто сделаем наш город самым чистым на планете. С самой чистой водой. С самыми чистыми водоемами. С самыми чистыми улицами. С самым чистым воздухом».
Предложение это было встречено гробовым молчанием. Эта маленькая простая идея, вдруг показала всем присутствующим насколько они были слепы. А в этой идее заключалось предложение дать горожанину всё. Всё, что ему нужно!
И план был единогласно принят.
Идея сделать Хельсинки самым чистым городом на планете, повлекла за собой глобальные инфраструктурные изменения. Отцы города, подчиняясь плану, были вынуждены полностью переформировать городскую среду и подстроить её под человека. На это ушли годы и миллиарды финских марок, а затем евро. Но каждый чиновник из городской ратуши знал, что рано или поздно план будет исполнен. Бригантина зайдет в порт назначения. И тысячи фейерверков раскрасят небо возвещая финнам о победе.
Поэтому, прежде чем обсуждать генплан города Калининграда, я бы хотел задать вопрос:
- А есть ли идея у этого генплана? Для кого он предназначен? Кому он служит? Что выиграют горожане если его примут?
Очевидно, что ни одному человеку в городе не интересно копаться в красно-синих линях на карте города, в схемах и цифрах, в диаграммах и пространных обоснованиях, в статистике.
Для того, чтобы обсуждать какой-то предмет человек должен обладать определенным уровнем компетентности, во-первых. А во-вторых, определенным уровнем заинтересованности.
Вы спросите, а какая должна быть заинтересованность у горожанина? Он же, мол, старается для себя.
Позвольте, это не совсем так. Работники мэрии получают зарплату, они как бы стараются для себя. Сотрудники архитектурных бюро, тоже стараются для себя, он зарабатывают хорошие деньги. Многочисленные разработчики городской среды тоже стараются для себя, у них есть неплохие бюджеты.
С уходом из нашей жизни идей, люди вынуждены работать за деньги.
Почему вы думаете, что горожане должны бесплатно тратить недели рабочего времени, чтобы, покопавшись в этой выгребной яме под названием генплан указать вам на то, что это просто профанация? Что это плацебо для глубоко больного города? Что генплан составляли криворукие недоучки из студентов БФУ?
Кто мне за эту работу заплатит? Я не Иисус Христос, у меня нет хлебов и рыбы, чтобы накормить семью.
Вот у нас по городу рыщет Артур Крупин, человек возглавляющий комитет архитектуры и строительства, и занимается тем, что убирает с тротуаров, столбов и фасадов «незаконные» рекламные конструкции. А председатель горсовета Андрей Кропоткин 24 часа в сутки кого-то поздравляет в своем кабинете или работает экскурсоводом.
Если бы вы действительно были заинтересованы в обсуждении генплана жителями, то вы бы дали задание Крупину, чтобы он в десяти простых предложениях сформулировал будущее Калининграда, а Кропоткин бы выступил евангелистом этих изменений.
А вы опять предлагаете сработать по старинке. Сделать псевдобосуждение. Опять загнать пропахших нафталином пенсионеров в душное помещение, и под храп обсуждающих, записать в протоколе: принято единогласно.
Пардон, мы все это проходили при экс-мэре Александре Ярошуке. Сейчас правая рука бывшего градоначальника господин Иващенко бросился в бега, украв из бюджета «Водоканала» миллионы рублей. И вот мы тут, ленивые и седые солдаты фейсбучных баталий, хотим у вас спросить:
- А была ли проведена тотальная ревизия наследия Ярошука? Или завтра опять обнаружится, что «Калининградтеплосеть» тоже разнесли по гайкам, что МУП «Альта» убыточна, вместо того, чтобы быть прибыльной или что муниципальный транспорт требует миллиардных дотаций?
Была? Вряд ли.
И теперь вы сами видите, что обвинять других в бездействии не конструктивно. Все бездействуют, если не видят своего интереса.
Но вернемся к Генплану.
Как я уже говорил Калининград глубоко болен. Он похож на разрумяненного покойника, которого пытаются женить. Невестой тут выступают горожане.
И невесту совсем не интересует, какая длина рукава на пиджаке жениха или какого кроя у него брюки. Невесту интересует будут ли они жить долго и счастливо, в достатке и любви, или ей мучатся с суженым до скончания века.
У нас, у бездельников и болтунов, есть к вам масса вопросов, которые я даже перечислять устану.
Например, почему скорость на всех выездных магистралях города ограничена знаками 60-70 километров? Вы что там все с дуба рухнули?
Или почему пресловутая «зеленая волна» в Гданьске действует с начала 2000-х, а у нас ее нет? Почему в Казани запрещен поворот налево, а у нас даже на крупнейших проспектах всё движение из-за этого тормозится. Почему у нас сначала строят высотные дома, а потом ломают голову как вписать их в существующую социальную среду? Почему в городе за сорок лет не построили ни одного подземного перехода? Почему половину центральной площади Калининграда занимает автомобильная стоянка? Кто получатель этих денег? Почему небольшой, по сути, город стоит в пробках? Почему у нас уничтожили трамвай? Почему, почему, почему. Этих «почему» тысячи.
Рассуждать простому жителю о зонах застройки и схемах движения транспорта, о пассажиропотоках и нагрузку на сети довольно не просто.
Расскажите вместо этого народу две маленькие тайны. Каким вы видите Калининград через 10 лет? И для кого будет этот город?
Если мы видим свое будущее как у Калгари, Гданьска или Амстердама - это одна история. Если как у Иваново, Кемерово или Саратова - это другая.
Тогда мы точно сможем обсуждать предмет разговора.
Открою вам один страшный секрет. У любого нового генплана города всегда есть конечный бенефициар. В Калининграде или некогда курортных Зеленоградске и Светлогорске - это жадные свиньи-застройщики. В новом генплане канадского Калгари - конечный бенефициар жители города.
Вот вам и весь смысл генплана.
На фото: Ванкувер