Потратив немалую сумму денег на постройку синагоги, я шел на ее открытие, чтобы посмотреть на творение своих рук и порадоваться за Калининград, который получил эту великолепную постройку.
Несомненно - это чудо!
Настоящая достопримечательность, уже овеянная легендами и мифами, которые так обожают экскурсоводы и краеведы.
И то, что в нашем городе произошло это чудо говорит о многом, в том числе и о некоторых проблемах, связанных с открытием синагоги.
Но я бы не хотел погружаться сильно в аспекты этих проблем, чтобы не стать неверно понятым, а хотел бы обратить внимание читателей на некоторые прискорбные знаки и символы.
***
Во-первых, на таком значимом событии отсутствовали: губернатор, мэр города и архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим.
И разумеется символично то, что открытие синагоги пришлось аккурат на 101-летнюю годовщину октябрьского переворота.
У российской власти весьма долгая память. Вряд ли в Кремле когда-то забудут, как банда «Бронштейна-Луначарского-Володарского-Апфельбаума» совершила переворот, отправив Российскую империю в тартарары, в долгие годы террора и ужаса. И устроила бесчеловечную, и как многие считают, обрядовую казнь русского императора.
Не забудет никто из православных патриотов-государственников, как темной ночью 1991 банда «Ельцина-Фридмана-Березовского-Чубайса» пробралась к больному телу СССР и придушила его подушкой, обобрав убиенного до нитки, и повергнув огромное государство в десятилетний хаос, а его народ невыразимым страданиям и жертвам.
Не случайно, что один из представителей РПЦ, находившийся на открытии, написал в своем блоге о разрушенной немцами синагоге:
«(это) события немецкой истории, но которое мне напоминает и о тысячах разрушенных православных храмах и миллионах убитых православных христианах в годы гонений в России».
И он конечно прав. Пыль тысяч, разрушенных бандой Троцкого православных храмов, пепел миллионов убитых православных христиан - стучат в наших сердцах.
Во-вторых, символично и то, что открытие происходит через совсем короткий промежуток после трагедии в синагоге Питтсбурга.
Рост юдофобии в США, где живет более 70 миллионов этнических немцев, и где случаи нападок на евреев растут в геометрической прогрессии каждый год, заставляет о многом задуматься. В частности, о причинах почему это происходит.
Ну и о том, где же всё-таки, в какой стране (США или России) евреи могут чувствовать себя в безопасности.
Русские, триста лет защищавшие евреев от поляков, казаков, и немцев, и подарившие евреям собственное государство, как я полагаю, не на словах, а на деле доказали, что никого из своих младших братьев в обиду не дадут.
В-третьих, не все присутствующие ясно поняли кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, гражданина США - Берл Лазара о победе народа над фашистами.
Уважаемый хасид не четко донес до слушателей, какой же народ победил фашистов в войне, и кто же в ней больше всего пострадал.
Как видится лично мне, народом этим были русские. И конечно, мне было странно слышать о страданиях евреев Кёнигсберга. Я глубоко скорблю, конечно, об этом. Но позвольте. Ни русские, ни белорусы, ни украинцы, ни татары не видят свои страдания вне контекста великой битвы между добром и злом, когда сталинские соколы, ведомые русскими генералами, растоптали фашистскую гадину назло капиталу США и Великобритании.
Возможно бы раввину более уместно было говорить о страданиях евреев Кёнигсберга на ступеньках рейхстага в Берлине? Ведь никто бы не стал говорить о страданиях евреях Винницы в белорусской Хатыни.
Возможно, на русской земле, было бы правильнее просто выйти всей еврейской общине Калининграда и поклониться в ноги героическому русскому народу, который своими костьми лег на пути у фашистов, защищая евреев от уничтожения.
Но ничего подобного сделано не было. И такая вопиющая неблагодарность, игнорирование нашей истории, заслуг наших дедов, тоже заставляет о многом задуматься.
И последнее, как мне пожаловалось несколько евреев, многие из еврейской общины не попали внутрь синагоги, потому что после первого наплыва в дверях поставили охранников, которые осуществляли пейс-контроль.
Меня попросили сделать на этом акцент. Меня попросили сказать, что в доме дружбы и света, нет места скрытому разделению людей на своих и чужих. В доме Торы, нет места интригам и склокам. Иудей ты или гой, господу богу все равно.
А поскольку у евреев и православных христиан бог один, мы должны молиться друг о друге.
Неважно где, в синагоге или церкви.
Фото: из фейсбука Андрея Кропоткина