Из Нагорной проповеди:
Вы слышали, что сказано древним:
не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
А Я говорю вам, что всякий,
гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду;
кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону;
а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.
В этой части идет дополнение к закону Ветхого завета, что пришло время начать понимать, что не только физическое действие, но и мысли свои нужно менять. Иисус Христос сравнивает гнев на брата с убийством, чтобы нагляднее показать всю тяжесть греха, проявляемого во время гнева на брата, а также для того, чтобы осудить этот вид греха. Причем, осуждая этот грех, Иисус Христос указывает на то, что за гнев на брата человек подлежит суду также, как и за убийство. Таким образом Иисус Христос подводит человека к мысли о том, что гневаться на брата плохо, так как это злой поступок. А любить брата и относиться к нему с миром и уважением есть добрый поступок. Эта мысль не нова и она уже говорилась, зачем же повторять ее вновь?
Это происходит по нескольким причинам.
Во-первых, затем, что черствость души, озлобление сердца и влечение к греху затуманили великое значение этих слов у подавляющего большинства богоизбранного еврейского народа, погрязшего в грехе
Во-вторых, люди, укоряя за преступление другого человека и проявляя свой гнев против преступника, сами становились грешниками. Их вина и грех проявлялся в том, что гневающиеся обвинители содержали в своем сердце ненависть (или зависть, вражду и презрение), гнев (раздражительность, досаду) в адрес брата своего, то есть ближнего, с которым нужно жить мирно, а не роптать, гневаться и враждовать с ним. Иисус Христос осуждает гнев на брата потому, что чувство гнева таит в себе дух ненависти, агрессии. И этот гнев способен перерасти в дальнейшем в чувство мести, непримиримости и злобы.
Он как бы говорит о том, что гневная мысль содержит в себе зародыш убийства, и поэтому человеку лучше в себе победить чувство гнева, чтобы в последствии не сожалеть о совершенном убийстве, которое как злой поступок, погубит его душу. Согласно Ветхозаветному закону, изложеному Моисеем, за совершение умышленного убийства человек однозначно подвергался смертной казни. Убить умышленного убийцу мог так же мститель за кровь (то есть кровный родственник убитого). По еврейским законам за то, что человек сделал не умышленное убийство, он подвергался суду. Такой суд состоял из евреев, избранных из своего общества, в каждом месте где они находились. Человек, побывавший под судом и будучи осужденным за убийство, считался недостойным членом общества, нарушившим заповедь "не убий", основанную на любви ко всему живому.
Здесь же, в Нагорной проповеди не отменяется заповедь "не убий", но добавляет новую мысль к этой заповеди о том, что осуждению также подлежит человек гневающийся на брата своего. То есть Иисус Христос призывает людей достичь такого нравственного совершенства, когда в душе человеческой не только отсутствует помысел об убийстве, но и нет даже чувства гнева. Так как кто не гневается на ближних, тот не убьет их.
Святой Василий Великий допускал проявление праведного гнева, для того, чтобы исправить согрешившего. Такой гнев был направлен против греха, а не против согрешившего брата своего. Однако и Василий Великий соглашался с тем, что и такой вид гнева может перейти в гнев напрасный, потому что душа, начав с хорошего, может впасть в худое. Допустимым считается гнев только против греховных поступков, писал так: “Ты гневаешься на брата своего напрасно. Ибо не напрасен ли гнев, когда один бывает причиною действия, а ты раздражаешься на другого? Не то же ли ты делаешь, что и псы, которые грызут камень и не трогают бросившего камень?" С одной стороны гнев не уничтожается совершенно; страсть гнева может быть полезна, если только умеем пользоваться ею в приличное время... когда мы не за себя отмщаем, но обуздываем дерзких и обращаем на прямой путь беспечных. Не сам гнев собственно есть нарушение закона, но гнев не благовременный; посему и пророк сказал: “гневаясь не согрешайте”. Однако разгневанный человек никогда не считает свой гнев не справедливым, хотя видение его может быть далеко от объективности, поэтому и сказано "гневающийся на брата своего напрасно".
Теперь по словам.
“Рака”. Это слово в переводе с еврейского на русский язык обозначает "пустой (ветреный) человек". На первый взгляд это слово не выглядит как особенное ругательство. Однако это слово употреблялось евреями для унижения другого человека. Этим словом евреи выражали свое презрение к человеку, которого не уважали и ни во что не ставили. Поэтому в среде еврейского народа это слово считалось оскорбительным и употребление этого слова расценивалось как нанесение сильной обиды. Произнесение этого слова не только унижало человека и наносило обиду, но и указывало на то, что человек к которому применено это слово, не представляет сам по себе ничего ценного, он ничего не значит в жизни, то есть этот человек никто, пустое место, и с этим человеком можно не считаться, не ставить его ни во что.
В речи еврейского народа существовали и другие ругательные слова. Но это оскорбление зачеркивало целесообразность и смысл существования человеческой души, как чистой, светлой Божественной частицы-субстанции, как искры Божьей. Это слово отрицало, низвергало и перечеркивало цель и Божественное предназначение человеческой жизни, данной каждому человеку с определенным смыслом и назначением, данной Богом как великий дар.
Каждый человек не пустой и не никчемный, а рожден с определенным смыслом и для исполнения какой-то возвышенной цели, определяемой судьбой и Божественным предназначением. Более того каждый человек, как бы ничтожен и жалок по своим делам он не был, наделен Божественной душой, которую высоко ценит Господь. Для Него ценна каждая человеческая душа. Бог не позволит ругательно отзываться о брате своем как о пустом человеке, потому что такое ругательство, унижая человека как творение Божье, отрицает Божественный смысл, предначертанность и предназначение человеческой жизни, определяемой промыслом Божьим. Да, мы, люди, видим недостатки и слабости других людей, но это не дает нам право выражать презрение или унижать другого человека, не смотря на то, каким бы плохим человеком или каким бы закоренелым грешником он не был.
Уважать окружающих людей нужно хотя бы потому, что все люди созданы по образу и подобию Божьему. У каждого человека есть в душе Божья искра и каждому, даже глубоко падшему человеку, Господь предоставляет возможность покаяться и исправиться.
Что такое “cинедрион”? Это не просто суд, это было высшее судилище, разбиравшее наиважнейшие дела. Синедрион заседал в центральном городе Иерусалиме и состоял из семидесяти двух человек. Решению синедриона должен был повиноваться весь народ и даже царь.
“Безумный”. У древних евреев слово “безумный” применялось не только для обозначения глупости, но этим словом называли прежде всего богоотступника, изменника или человека, сильно погрязшего в грехе. Наряду с этим, безумным называли человека нечестивого, бессовестного и безнравственного. Мудрым у древних евреев называли не столько просвещенного, сколько человека, ведущего благочестивый образ жизни. Это происходило потому, что проявлением ума древние евреи считали в первую очередь не наличие профессиональных знаний и образованности, а служение Богу через благочестивую жизнь.
Оказывается “геенна огненная” вполне физическое место, это долина Енномова, которая находилась с юго-западной стороны от Иерусалима. Во времена идолопоклонничества, в этой долине совершали служения Молоху. Молох - медный идол с бычьей головой и протянутыми руками, внутри которого разжигали костер и когда идол раскалялся докрасна, сжигали на нем детей, принося их в жертву. Царь Иосия истребил идолопоклонничество и осквернил это место тем, что туда стали свозить городские отбросы. После того, когда евреи вернулись из плена Вавилонского, они отошли от идолопоклонничества и демонстрировали отвращение к прежнему месту своего идолослужения. Чтобы усилить свое отвращение к этому месту, стали вывозить в эту долину мусор, нечистоты и трупы оставшихся без погребения. В этой же долине также проводили и смертные казни. От разложения, нечистот, мусора и трупов воздух в долине был таким скверным и зараженным, что для очищения его там постоянно горело пламя.
В своих словах о суде, синедрионе и геене огненной Иисус Христос показал три вида, три степени гнева, который человек проявляет на своего брата. А также указал на то, что все три степени гнева подлежат осуждению и показал разницу между всеми тремя степенями гнева на брата своего. Но прежде чем разбираться в степенях и оттенках гнева, необходимо уяснить, что суд, синедрион и гиена огненная символически обозначают различной степени тяжести последствия за разные виды гнева.
Так человек гневающийся на своего брата, но не показывающий своего гнева, уже грешен в том, что гневается и достоин осуждения, и будет нести ответственность за свой гнев перед Богом, как перед судьей.
Тот человек, который во время гнева выражает брату своему презрение в виде оскорбительного словословия “пустой человек”, признавая ненужность, бесполезность жизни брата, тем самым, отрицая Божественное предназначение и целесообразность человеческой жизни вообще, такой человек совершает еще больший грех и подлежит большей ответственности, и отвечать уже будет не перед обычным судом, а перед синедрионом, центральным судилищем страны, рассматривающим особо важные дела в столице.
Если же человек, в припадке буйного бешеного гнева, очень сильно оскорбит брата своего тем, что назовет его “безумным”, и этим самым, охарактеризовав всю его жизнь безобразной, не благочестивой, то есть как служение греху, а не Богу, то такой человек совершит самый тяжкий грех, так как берется судить, причем не объективно, о духовной жизни другого человека, хотя не имеет права этого делать, так как только Господь Бог есть наивысший Судия дел людских.
Частично толкования взяты с сайта
http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/novyi_zavet/nagornaya_propoved_00-all.shtml Отчего происходит гнев? Ощущение собственной избранности, наличие способностей, а особенно богоизбранности, типа я более хороший, а в результате черствость души и озлобление сердца. Вообще это сложная для меня мысль, что если я где-то, в чем-то, ушел вперед, это не дает мне права осуждать тех кто в этом поотстал. Тем более что я могу быть необъективным - “гневающийся напрасно”. С другой стороны, развитие без конфликта невозможно, и якобы “избавляясь от гнева”, я могу в действительности лишь уменьшать свою искренность. Но уже понимание, что мой гнев это не есть хорошо, уже какая-то работа души. Короче, без сознательных усилий тут не обойтись :-) Шанти, шанти. А если гневаешься, то не на человека, а на поступок. Вот, например, у меня от рождения зашкаливающая гордыня, чуть что не так, сразу погневаться хочется, и я думал - можно ли это изменить? ну таким родился, уровень личной силы, узор и всё такое, а сейчас верю что можно. Ткань души можно изменить. Ту ткань, в которую заключена "искра". Интересно, что меняется это не по моей воле, но мои сознательные усилия ускоряют этот процесс.