Полет Тантры

Apr 04, 2013 13:26

Борис Натанович Стругацкий писал, что ефремовские утопии (Туманность Андромеды, Час Быка) и сам Ефремов, оказали сильное влияние на творчество братьев. Но в то же время, мир Ефремова казался им, братьям, холодным или лишенным привычных человеческих качеств. Им хотелось очеловечить этот мир, сделав его более понятным и теплым. Но дело тут, мне кажется, не только и не столько в человечности и теплоте, просто люди будущего Ефремова слишком уж отличаются от современных.

Стругацкие были евроцентристами, чуждыми многому из того, о чем писал Иван Антонович Ефремов. Утопии последнего не евроцентричны и не сциентичны. Конечно, для Ефремова наука и рациональное знание имеют громадное значение, а сам коммунизм, как он его понимал, есть во многом продукт европейской цивилизации. Но в то же самое время общественные ценности и научные достижения вплавлены в ткань оригинальной цивилизации, совершенно не похожей на современную Европу или на СССР. Ее основой является индийская философская и йогическая система Тантры, своеобразно понятая писателем.

Вселенная пронизана энергией Шакти, познаваемой как научными методами, так и путем раскрытия "способностей прямого луча", т. е. сверхчувственными методами. Могучее здоровье, великолепные тела, способность предвидеть будущее или улавливать тончайшие оттенки чужих эмоций, достигаются путем специальных физических тренировок, погружений в глубины собственной психики, подъема энергии Кундалини, а так же с помощью сексуальных практик. Этим усилиям противостоит темная сторона вселенной или, скорее, инерция физической природы, Тамас. Преодоление Тамаса - суть жизни Земли будущего.

Все же я не нашел у Ефремова указаний на возможность освобождения (мукти), которая для Тантры, как и для других течений йоги, является главной целью всех усилий. Ведь все йогические системы в конечном счете направлены не на расширение оккультных способностей, а на преодоление индивидуального Эго, благодаря чему сознание человека, как верят их последователи, становится вселенским, космическим, спокойным, светлым, бессмертным... Похоже, Ефремов отрицал это, по крайней мере в его романе Лезвие Бритвы, главный герой высказывает позитивное отношение к йоге лишь как к средству человеческого самосовершенствования, но не как к возможности выхода за пределы человеческого существования. С другой стороны, книги писателя созданы в СССР, в стране, где йога вообще не поощрялась, материализм был обязательной идеологией и действовала жесткая цензура...

Previous post Next post
Up