В прошлом атеизм сыграл в истории освободительную роль, когда нанес удар по гнету традиционных религий, клерикальных иерархий. Атеизм, материализм, вера во всеобъясняющие возможности рационального разума и науки сделали то, чего не могли сделать революционно-социалистические ереси тысячи лет - почти обрушили здание церкви. Однако, нынешнее возрождение традиционных религий это - реакция на провал светских идеологий модернизации, от СССР до арабского Востока, и, одновременно, на несостоятельность атеизма, на его пустоту, на его неспособность найти ответы на ключевые вопросы человеческого бытия, вопросы о смысле существования и о смерти.
От мощного удара, нанесенного наукой и атеизмом традиционным религиям уже не оправиться. Как совершенно справедливо писал Маркс, второй раз история повторяется только как фарс. Ни турецкие неолибералы-фундаменталисты (2), ни РПЦ, ни египетские братья-мусульмане и салафиты (3) (игнорирующие в своих программах реальные проблемы, прикрывая пустоту, рассуждениями об индентичности и о правильном поведении согласно канону), не восстановят средневековье на 1000 лет.
Бедность, безработица, экономический и экологический кризисы не исчезнут от того, что люди станут совершать молитвы 5 раз в день, и мужчины отпустят бороды, а женщины закроют волосы хиджабом или косынкой. Коррупция одинаково поражает и бритых светских циников и бородатых "носителей нравственности", как только они становятся чиновниками среднего уровня в современном государстве. Слишком велики социальные проблемы и противоречия, слишком динамично и открыто теперь новым идеям общество, слишком велики знания миллионов людей о мире, чтобы можно было вернуться в Средние века.
Эра религиозного фундаментализма не будет бесконечной, от него уже устают. В крупных городах Ирана обществу смертельно надоела муллократия, в России все больший гнев вызывает РПЦ. Но и пустота атеизма - не выход, что так же доказывает опыт предшествующей эпохи. И он, атеизм, тоже может повториться лишь как фарс.
Дальше или деградация, циничный агностицизм или новый поиск абсолюта - пластичный, интуитивный, одухотворенный, творческий, личностный, стоящий вне любой церкви, всегда еретический, и, в то же самое время, не игнорирующий коллективную реальность человеческого бытия.
Примечание
1.* О взглядах Анри Корбена
http://shraibman.livejournal.com/905986.html 2. Троянский конь для Малой Азии
http://rabies-rabbit.livejournal.com/15515.html 3. Исламисты, рабочий класс и площадь Тахрир
http://shraibman.livejournal.com/746318.html