О Взглядах Анри Корбена*

Oct 17, 2012 15:10





Анри Корбен

laplandian :

Анри Корбен анализируя историю мейнстримного христианства приходит к выводу, что атеизм, материализм и вообще тоталитарные идеологии Запада - прямой результат догмы о боговоплощении. Только у средневековых европейцев Бог воплотился в конкретном человеке (Христе), а начиная с эпохи Просвещения - в мертвых механизмах истории, общества и природы. Этому взгляду Корбен противопоставляет шиизм (включая гулат) и гностицизм.

Суть критики Корбена в том, что с точки зрения мейнстримного массового христианства Бог целиком и полностью воплотился во Христе и только в нем. Личное повторение этого опыта отрицается. Наличие каких-то внутренних уровней и скрытой динамики в опыте Христа тоже отрицается

...Аватар - манифестация Бога на Земле, но не совокупность Божественного. Точно также в мистическом шиизме Мухаммад и Али - манифестации Божественного Логоса или света, но не сам Логос или свет в своей абсолютной полной реализации. Поэтому получается, что и Коран или иная Книга - манифестация истины, но не буквальная истина в последней инстанции, что допускает или даже делает необходимым антиномизм (автономию от законов и правил), по крайней мере в латентной форме. Это ведет к росту индивидуальной свободу, увеличивает значение субьективного личного опыта.

В мейнстримном христианстве, Иисус-человек одновременно целиком и полностью Бог, без допущения каких-либо эманаций, градаций или гностических тайн.

По мнению Корбена, радикальный антиномизм есть у гностиков и некоторых иудейско-христианских древних течений, но массовое христианство - это минимализированный ультраномизм. Законов может быть мало, но зато они абсолютно жесткие.

В Каббале, суфизме и мистического шиизме текстов много, формальных законов тоже вроде бы много, но именно это изобилие текста создает критическую массу для их постоянного выворачивания и толкования поперек того, что догматическое христианство сочло бы непреложной истиной.

Противоречивые правила - это не то. Один римский папа сказал так, другой - наоборот. Оба правы. Попытка совместить и понять их утверждения обычно не предпринимается. Напротив, в шиизме (и иудаизме) веками люди пытаются совместить внешне несовместимое путем всевозможных упражнений. В результате появляются методы прочтения текстов радикально иначе, чем прежде, допускается существование многих уровней смысла. Текст в таком случае становится живым, не фиксированным.

Смыслы текста не отрицаются, но шлифуются, множатся друг на друга и создают возможность толковать их вглубь и в неожиданных направлениях, а не просто нигилистически отбрасывать.

Дело в более развитой герменевтике (искусство толкования, интерпретации и понимания текстов) в иудаизме и шиизме. Мейнстримная христианская церковь, напротив, как правило, настаивала на наличии фиксированного буквального смысла в Библии, хотя между вариациями этой якобы фиксированной интерпретации есть противоречия.

Вообще, такого изобилия методов чтения текста совершенно неожиданным образом, как у шиитов и иудеев, я нигде пока еще не встречал. Это постоянно создает новые измерения личной свободы, духовного опыта.

Вот пример. В Талмуде говорится, что всякий живущий на Земле Израиля подобен человеку, у которого есть Бог, а живущий вне Земли Израиля подобен идолопоклоннику. Как это понимают сионисты - понятно и ежу. Однако, не далее как сегодня читал хасидский текст, которой объясняет, что всякий человек, в личности которого раскрывается Божественное, живет в Земле Израиля, которая есть ни что иное, как особое восприятие мира как вместилище Шхины (присутствия божественного).

Без всяких геополитичких привязок. При этом интерпретация за уши не притянута. Действительно, так читается это место в Талмуде, если вдуматься. В христианских текстах подобной гибкости существенно меньше. Хотя у христианских неоплатоников, гностиков, герметиков и т.д. это есть.

Самое интересное в христианстве всегда зиждилось на личном восприятии, а так же присутствовало в гностических и монистических ересях.

Примечание

Анри Корбен (1903-1978) - французский философ и исламовед, авторитетнейший исследователь шиизма и суфизма.

в поисках красоты;), в поисках бытия;)

Previous post Next post
Up