Оригинал взят у
comuna_ua Запись опубликована
КОМУНА.ORG.UA. Вы можете оставить комментарии здесь или
здесь.
От редакции: Хотя эта заметка посвящена в первую очередь проблемам образования и общественного сознания в Западной Европе и, в меньшей степени, России, в последнее время обсуждение соответствующих проблем активизировалось и в украинском обществе. Поэтому мы посчитали полезным опубликовать ее здесь.
В российской “левой” среде крайне популярна критика современной российской образовательной системы. И критика эта совершенно справедлива. Любить “царей-батюшек” Николая Кровавого, Сталина и Путина, гордиться Деникиным и Жуковым, ходить почаще в церковь или в эквивалентное ей заведение, в зависимости от региона, - вот чему сегодня “учат в школе”. Это уже не говоря о тотальной коррупции, поборах с родителей “на охрану”, “на подарки учителем”, скандалах, связанных со случаями насилия, сексуального, физического и психологического, в школьных стенах.
Мне приходилось неоднократно слышать от людей, придерживающихся либертарных взглядов, о том, что образование в странах Европы “прогрессивнее”. Я знаком в общих чертах с системой образования в одном из скандинавских государств. Конечно, ученики здесь не воспринимаются как источник прибыли, случаи насилия, по крайней мере со стороны учителей, крайне редки. Однако не все так просто, как кажется.
Если в России в школе в культ возводится государственная власть, а также разные отвратительные деятели, особо заботившиеся о ее укреплении, то, согласно скандинавским школьным программам, в настоящий культ возведен институт представительной демократии.Сейчас уже любому здравомыслящему человеку ясно, что “конец истории”, провозглашенный буржуазными философами, является мифом, плохой сказкой ведущего неолиберальное наступление капитала. Сказка разбилась об реальность восставшей Греции, многотысячных “Оккупаев”, Арабской Весны. Однако, как учителя в российских школах, сделав “морду кирпичом”, будто ничего не происходит, объявляли о годовых контрольных и экзаменах, назначенных почему-то именно на дни проведения массовых протестных акций, так и в Скандинавской Европе ученикам рассказывают о том, что никаких социальных систем, альтернативных капитализму и парламентской демократии, нет и быть не может. Человека с детства учат, что капиталистическая система - это вершина развития человеческой цивилизации, чего-то другого могут желать только экстремисты или маргиналы.
То же самое касается репрессивных аппаратов государства. В школе детей учат, что полиция, спецслужбы, армия, охраняют не прибыли эксплуататоров, а “покой граждан”. И добрые учителя прикладывают все усилия, чтобы у человека не возникло мысли, что люди и сами себя могут охранять. То есть, вопреки распространенному мнению, что в западноевропейской образовательной системе гораздо больше внимания уделяется личности ребенка, на самом деле, как и в российской школе, в ее рамках прилагаются все усилия к тому, чтобы “личность” думала в “правильном” направлении. Впрочем, такая форма школьного образования вполне отвечает сегодняшним политическим шагам имеющей власть буржуазии, жестоко подавляющей протест и даже критику основ капиталистической системы.
Несмотря на все рассказы о недопустимости дискриминации (что, впрочем, не мешает последней в различных формах процветать в европейских странах), ученик может легко получить неудовлетворительную оценку или выговор за то, что, например, назовет США “недемократической страной”. Людям, по сути, с самого рождения вдалбливается в голову своего рода государственно-патриотическое мышление, согласно которому страны “сияющей демократии”, достигнувшие вершины возможного развития человеческого общества, исчерпавшие социальные конфликты, окружены дикими варварами, которые эту “демократию” хотят уничтожить. О том, что высокий уровень жизни европейцев обеспечен рабским трудом жителей стран колониальной периферии, о том, что “недемократические режимы” в этих странах поддерживаются “демократическими”, что крупнейшие оборонные корпорации получают сверхприбыли на поставках вооружений в эти страны - об этом не говорится ни слова. C самого рождения, если рождение это произошло в одной из стран Евросоюза, человеку также внушается якобы постоянно существующая “террористическая угроза”, которая постоянно угрожает существующему “справедливейшему” порядку вещей. Если к этому прибавить рассказы учителей о конкуренции как основе существования общества , о необходимости “выбиться в люди” путем как можно скорейшего получения должности клерка, мы получим законченного обывателя, оправдывающего любые колониальные войны, которые ведут капиталисты.
Особое внимание в скандинавской образовательной системе уделяется людям, которых в капиталистическом обществе определяют как принадлежащих к “меньшинствам”. Многие часы в школе детям рассказывают, что в обществе есть разные национальные культуры, геи и лесбиянки, и никого из них нельзя дискриминировать. Казалось бы, абсолютно правильное начинание. Но на самом же деле людей насильно и искусственно изолируют в рамках их культуры. Главное здесь - чтобы эта культура не способствовала формированию у трудящихся классового самосознания и классовой солидарности. К примеру, детям на уроке обществознания могут рассказать про Фариду, родители которой были беженцами из Афганистана. Сейчас Фарида работает на заводе и по пятницам ходит в мечеть. Маленьким гражданам пояснят, что в толерантном и мультикультурном обществе уважаются все традиции и культуры и то, что Фарида ходит в мечеть, это замечательно, это часть ее культуры. Следующая история может быть посвящена Яну, иммигранту из Польши,который работает официантом в ресторане. Ян ходит на выходных в костел, и это тоже замечательно, это его культура. То есть, в рамках школьной программе делается все возможное, чтобы юные Фариды и Яны не осознали себя частью единого класса, лишенного власти и собственности, а продолжали идентифицировать себя исключительно с принципами культуры и традиции.
Скандинавская, как и любая буржуазная образовательная система делает все возможное, чтобы превратить человека в законченного эгоиста. Личное материальное благополучие, “успех” представляются основной целью жизни, конкуренция вполне естественным, неизбежным законом существования общества. Поэтому неудивительно, что европейский “средний класс”, пока кризис не затрагивает его возможностей потребления, относится к трудящимся стран колониальной периферии, к иммигрантам, к беднейшей части пролетариата, чьим рабским трудом оплачено благополучие этого “среднего класса”, как к “неудачникам”, по праву занимающим нишу на дне капиталистической пирамиды. Теми же законами конкуренции и личного эгоизма, привитыми со школьной скамьи, капиталисты и их ставленники, пишущие школьные программы, оправдывают уничтожение окружающей среды ради прибыли.
Данная заметка не претендует, конечно же, на полноту освещения системы школьного образования в Скандинавии и других странах Западной Европы. Однако вывод из сказанного выше все же считаю необходимым сделать. В странах буржуазной демократии, причем даже в тех, где буржуазная демократия существует в настоящее время в наиболее “социальном” варианте, государство, также, как и в странах буржуазной диктатуры, использует мощь пропагандисткого аппарата, чтобы сформировать послушное и безропотное общество, а поскольку нам известно, что “общества” самого по себе не существует, оно состоит из классов, рабов и господ, то, проще говоря, - уничтожить в угнетенных воли к сопротивлению, атомизировать их, лишить классового сознания и солидарности. Неизбежные в условиях углубляющегося кризиса будущие социальные выступления покажут, могут ли представители класса, лишенного власти и собственности, преодолевать навязанные им с детства привычки и барьеры, брать инициативу в свои руки, решать вопросы общими собраниям, без начальников и посредников, закладывая таким образом в ходе борьбы основы будущего свободного общества.
Петр Васильевич