Туркофилия?

Oct 10, 2012 20:38





Сидели в кафе в Питере со знакомыми историками. Один из них заметил: "в книжках, в работе над коими вы с Гаспаром приняли участие, несовместимый состав авторов. Одни - левые, вроде бы интернационалисты, а другие считают, что арабов и турок надобно мочить. А третьи симпатизируют туркам и арабам".

- Ну, если там кто-то из авторов кого-то и хотел мочить, у нас такого писать не позволяли, у нас такого нельзя. Так что фантазии и кровавые мечты некоторых авторов, если таковые и имелись, остались при них. Все кошерно. А в остальном... да лично мне, собственно говоря, все равно, какие там страны с какими воевали в Средние века или раннее Новое время. Воевали и воевали, авторы никого особо не хвалили и не ругали, кроме совсем уж крайних отморозков, но те имелись во всех лагерях.

- Что за черт, - подумал я, - опять эта проблема вылезла. Вспомнил давний разговор о Турции, с рецензентом Х, историком.

-Статья, что Вы мне прислали (статья Гаспара о Турции), написана хорошо, но она - туркофильская.

-В каком смысле? Мы - не сторонники монархий и не оправдываем политику государств, там просто показано, что турки были вовсе не так ужасны, как об этом часто говорили. Просто они были не хуже других. Мы стремились к объективности, а не к возвеличиванию Турции.

-Я не люблю Османскую империю, не люблю диктатуру и резню!

-А что, в то время были другие империи, которые не были диктатурами и не резали никого?

- Ну все-таки резали меньше...

Ничего себе меньше, - подумал я,- испанцы в Новом свете, например... Евреев, кстати, бежавших из Испании, приняли именно турки. Они же предоставили убежище для казаков-некрасовцев, бежавших от русского царя. А для части славянского крестьянства на Балканах, задавленного налогами, турки вообще несли, можно сказать избавление. Хорошо, пусть процветали при них только те, кто принял ислам, но ведь турки снизили налоги и на христиан.

Мало того, существует точка зрения, что все ереси в Европе были бы задавлены и утоплены в крови, если бы Империя Габсбургов не столкнулась с турками, которые отянули часть ее сил, а уничтожение ересей (при всей моей нелюбви к пуританам) вело к полному искоренению свободы совести.

***

Нет, я не собираюсь оправдывать Турцию, на ее совести много крови. Но с какого боку именно это государство вдруг превратилось в главную "обитель зла"?

Но вслух я ничего не сказал, чувствовал, что бесполезно. Странное все-таки отношение к Турции у некоторых историков.

Российский историк А.Сотниченко ( s0tnik  )  , прокомментировал это следующим образом: "Вы подняли очень важный, интересный и, главное, точный вопрос. Действительно, большинство историков Турцию недолюбливает. Если кратко - это вопрос исторической традиции XVIII-XX вв. (западничество, русско-турецкие войны, холодная война), неприязни к исламу (басурманам), а также отсутствие внимания к истории, культуре и традициям этой страны".

Турция

Previous post Next post
Up