Гигантские события, которые потрясли мир, возможно являются началом нового цикла социальной активности народных масс. Чем-то происходящее похоже на 1968 - 1980 гг. Напомним, что это было не изолированное студенческое и рабочее восстание во Франции, а мощная волна протестов, распространившихся по всему миру от Аргентины, где в 1969 г произошло восстание рабочих (Кордобассо) до горячей осени 1969 г и протестов 1977 г в Италии, от иранской революции 1978-1980 гг до польских рабочих бунтов в 1970 и 1980 гг. Если сегодня события останутся в пределах арабского мира, они все же, не смотря на все свое значение, сохранят локальный характер. Если волна пойдет дальше, панарабская революция может превратиться в мировую.
В последние выходные правительство Китая ожидало социального взрыва. Блогеры обратились к обществу с призывом начать в этой стране "жасминовую революцию". В назначенное время в нужных местах собрались толпы полицейских и зевак. Какой-то молодой человек принес жасмины, его тут же арестовали. Ничего не случилось; вышел анекдот (хотя парня жаль). Пока анекдот.
Востоковед А.Ланьков отмечает, что " В Китае «коэффицент Джини» (указывающий степень социального неравенства) достигает 0.45 (для сравнения, в США этот коэфицент равен примерно 0.35, а в Южной Корее и европейских странах коэфицент Джинни ниже 0.30). Огромные - и постоянно растущие - различия в уровне доходов существуют не только между социальными группами, но и между регионами. Города Восточного побережья переживают бум, так что Шанхай по своему внешнему виду уже не очень отличается от Токио, а вот внутренние районы страны по-прежнему находятся в сложном положении. Китайские регионы, вдобавок, традиционно обладают сильно выраженным местным самосознанием, и их население часто говорит на взаимонепонимаемых «диалектах», которые отличаются друг от друга больше, чем, скажем, славянские языки".
В Китае зарплата рабочего в крупных городах составляет 70-150 долларов в месяц. Это немногим отличается от тех самых 2х долларов в день, на которые живет половина населения Египта. Среди студенчества и интеллигенции есть леворадикальные (неомаоистские и ново-левые), анархистские, либеральные и националистические оппозиционные группировки. Среди рабочих страшего поколения действуют неомаоистские группы, некоторые из которых являются скорее сторонниками индустриальной рабочей демократии, чем партийного господства. В стране множество забастовок и бунтов, имеется сильное самоорганизованное рабочее движение.
Почему революция распространяется по разным странам столь стремительно? Потому что, с одной стороны в разных диктатурах развития схожие проблемы - нищета, социальное неравенство, коррупция, полицейский произвол, рост цен на продовольствие, немыслимый для бедняков. С другой стороны, действует эффект подражания, о котором писал еще русский социолог Н.К. Михайловский. Когда люди видят, что в схожих условиях происходит массовый протест, который, к тому же, частично добивается успеха, это их обнадеживает и они могут пойти по тому же самому пути. Таким триггером, спусковым крючком, стали события в Тунисе. Сюда стоит добавить влияние интернета. Он быстро разносит информацию о событиях, а, сверх того, создает благоприятные условия для эффективной протестной самоорганизации, причем децентрализованной, лишенной руководящих структур, которые легко обезглавить. Чем же Китай, в этом смысле, отличается от Египта? Та же диктатура развития, нищета и неравенство, варварская эксплуатация рабочей силы. Найдется много желающих повторить египетский опыт.
Но есть и отличия. Против революции в Китае говорят 10% экономического роста в 2010 г. (впрочем, экономический рост, хотя и не столь быстрый, наблюдался и в Египте). Китай не просто вышел из кризиса. Его экономика, как и все последние 30 лет, мчится вперед на всех парах. А это дает надежду всем слоям общества, даже бедноте, у которой появляются шансы со временем начать жить чуть лучше. У режима неплохая подушка безопасности.
Мы не знаем, произойдет ли революция в полуторамиллиардном Китае, превратившемся, по оценкам ведущих экономистов, в мировую фабрику и локомотив мировой экономики, или же не произойдет. Но, по крайней мере, такую возможность нельзя исключать.
Но стоит иметь в виду еще одно. Отличие нынешних событий от революционной волны 1968 -1980 гг в том, что сегодня в восстаниях почти не представлены идеи социализма. Китай - не исключение. Как следут из интервью китайского ультралевого, если в Китае и произойдет революция или рабочие восстания, они, в целом, не будут социалистическими. Новый рабочий класс Китая далек от идей социализма. Пока далек. (См
http://shraibman.livejournal.com/563238.html )
Возможно, планета находится в начале нового революционного цикла, подобного революциям 1848-1849, 1917-1923 и 1968-1980 гг. Мы пока слышим только первые звуки стихии. И никто не знает, какими буду ее завершающие аккорды.