БУДУЩЕЕ ТУРЦИИ

May 20, 2010 16:28





Премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган после перепалки с президентом Израиля Шимоном Пересом

Месяц назад встречался с видным ученым мужем, специалистом по Турции,А.Сотниченко. Присутствовали так же haspar_arnery и  прекрасная alice_voronova  Два часа слушали лекцию и задавали вопросы.  Общие мысли - извлечения из услышенного, излагаю здесь.


ПСР
Вопреки ожиданиям скептиков, «Партия Справделивости и Развития»  (ПСР) Эрдогана удалось добиться серьезных экономических и политических успехов. Начался стремительный экономический рост. Успехи во многом объясняются инвестициями в экономику страны средств, накопленных  провинциальным турецким бизнесом в предыдущие годы.  Во многих случаях речь идет об «исламских деньгах». Значительные суммы оказались в распоряжение мусульманских религиозных орденов, всегда игравших большую роль в истории Турции. Экономическая либерализация и легализация политического ислама позволили инвестировать эти средства в экономику. Фактически экономику Турции контролируют две организации капитала: хозяйственная группа, связная с военными (OYAK) и компании, связанные с исламскими организациями (военные контролируют до трети экономики - похоже на роль Корпуса Стражей (Сепах) в Иране). Это противостояние находит в выражение в политической жизни страны.
ПСР уверяет, что она представляет собой исламский вариант европейских христианских демократов. Но это не так.  Религиозные ордена играют ключевую роль и в самой правящей партии (ПСР). Это приблизительно то же самое, как если бы средневековые ордена, наподобие тамплиеров, активно участвовали бы в современной политической и экономической жизни европейских стран, контролируя их правительства, правящие партии и крупнейшие компании.

Исламисты против армии
Вооруженные силы обвиняют ПСР в покушение на светский статус государства.  В свою очередь Эрдоган уличает генералов в путчиских замыслах, что неприемлемо для страны, стремящейся интегрироваться в общеевропейское политическое пространство.
Армия всегда стояла на страже светской националистической Турции и неоднократно совершала в прошлом военные перевороты. Но теперь ее серьезно потеснили. В борьбе с армией задействованы различные остроумные механизмы.
На самом деле турецкие власти понимают, что в Европейский Союз их никогда не примут. Их цель иная. Они стремятся установить максимально близкие отношения с Европой, с тем, чтобы сделать максимально неудобным положение военных в случае попытки военного переворота. Теми же аргументами (стремление к единой Европе, права человека, демократия) обусловлена анти-милитаристская риторика исламистов, которые пытаются добиться отмены статьи конституции, позволяющей армии вмешиваться в общественную жизнь.
Исламисты организовали против военных серию судебных процессов и компаний в СМИ, чем до известной степени подорвали значение армии в турецком обществе, ослабили ее, изолировав самых буйных. Развернулась борьба между исламистами с одной стороны и военными светскими националистическими силами с другой,  за контроль над СМИ, университетами, судебными органами, причем в этой борьбе явно лидируют и побеждают исламисты.

Консолидация нации на религиозной основе
Как и во многих других мусульманских странах, в Турции долгое время имелось противостояние между светским руководством страны и социальными низами, сохранившими, до известной степени, верность мусульманской традиции. Более быстрый рост традиционно мыслящего населения в провинции стал важнейшим фактором, обеспечившим успех исламистов. Происходит консолидация нации на новой, религиозно-государственной основе, что несколько напоминает аналогичные процессы в исламистском Иране, а так же аналогичные идеи индийской БДП. Приток капитала в курдские регионы и смягчение политики по отношению к национальным меньшинствам, позволили, отчасти, снять курдскую проблему.  И это тоже отражение нового витка модернизции. Турция стремительно развивается экономически (кризис ее, практически, не затронул, точнее она сумела преодалеть его последствия с помощью кейнсианской политики стимулирования спроса (подобно Китаю - прим shraibman)) и на всех парах несется вперед.

Внешнеполитическая доктрина: неоосманизм
В области внешней политики исламисты выдвинули новую доктрину, неоосманизм. Это уже реальная линия, в отличии от планов по общей Европе. Суть неоосманизма заключается в установлении добрососедских отношений и тесного экономического сотрудничества с мусульманскими и арабскими странами, куда происходит проникновение мощного турецкого бизнеса. Турция сближается и с Ираном, кроме того, она стала резко критиковать Израиль, позиционирует себя как образцовая мусульманская страна, готовая стать флагманом всего мусульманского мира. Если эти планы окажутся успешными, Турция может, со временем, превратиться в региональную или даже мировую сверх-державу. Многополярный мир...
На вопрос, что, в этом случае, ожидает такие страны, как Армения и Израиль, ученый муж, загадочно улыбнувшись, пожал плечами…



экономика, национальный вопрос, религия, геополитика, капитализм, Турция

Previous post Next post
Up