ДАУНШИФТИНГ

Dec 21, 2009 22:13

Михаил Магид





Новейший американский блокбастер "Аватар", я, против обыкновения, посмотрел в кино, а не через торренты. Под грохот падающих деревьев-гигантов, от которого дрожал пол в кионотеатре, под рев динозавров и посвист боевых ракет видеокадры производят сильное впечатление: 20-летняя девушка, сидевшая справа от меня, безудержно рыдала от счастья, когда неведомый зверь иноземной мега-фауны разрывал на куски боевого кибера.

Сюжет фильма предельно прост: это столкновение между первобытным обществом таинственной планеты Пандора и  земной (американской, разумеется) армией, которая осуществляет, разумеется, экспансию на этой самой планете Пандора. На свою беду аборигены занимают территории, богатые минералами, без которых задыхающаяся в тисках энергетического и экологического кризиса Земля (Америка) выжить не в состоянии.  Экспансию финансируют корпорации, а осуществляет ее армия.

Отождествление Земли и Американской Империи выглядит забавно, но интересно другое - то, как именно показаны противоборствующие стороны. Аборигены живут в гармонии с природой, летают на драконах, слушают голоса деревьев и цветов, поклоняются жизни в образе богини-матери.  Они честны, благородны,  умеют наслаждаться красотами мироздания, а убивают только ради пропитания или в целях самозащиты, причем всякое убийство в их понимании - грех. Аборигены живут в мире эпоса, слушая истории про своих великих предков и подражая подвигам героев - это придает их жизни смысл.  Земляне, напротив, - циничны, жестоки, вульгарны, вероломны, являются представителями агрессивной мужской культуры: женщина-биолог (Сигурни Уивер), пытавшаяся вразумить военных, гибнет от их рук. Весь смысл сушествования землян сводится к зарабатыванию бабла. Представитель американцев, который живет среди аборигенов, сообщает, что их жизнь настолько богаче и ярче земной, что пришельцам просто нечего предложить взамен - разве что пиво и джинсы...  В столкновении между цивилизациями побеждает третья сила - сама природа планеты Пандора, в результате чего американцы возвращаются в свой, как сказано в фильме, "умирающий мир".

Мне этот фильм напомнил другой американский блокбастер с Томом Крузом - "Последний Самурай", где, приблизительно в таких же красках дано противостояние капиталистической индустриальной культуры и феодальной традиционной культуры старой Японии. Последняя, уступая капитализму в техническом плане, неизмеримо превосходит его в сфере духа.

Возможно, пытчивый читатель спросит, что все это значит, и зачем вообще обсуждать блокбастеры. В конце концов, есть крутое интеллектуальное кино, к которому применимо определение "настоящее". На второй вопрос ответить легко. Блокбастеры не просто размягчают мозги. Они несут определенный меседж. "Кино - важнейшее из искусств",  в том числе потому, что оно в какой-то мере отражает общественное мнение, одновременно играя и активную роль - формируя и перестраивая его. А у блокбастеров к тому же огромная аудитория. Что касается ответа на первый вопрос...

Столетия кровавого владычества европейцев над странами Азии  и Африки привели к тому, что сегодня термины «империлизм» и «колониализм» имеют дурную репутацию. Но в XIX - начале XX в. дело обстояло иначе.  Политические деятели с гордостью называли себя империалистами. Они утверждали, что провидимая ими  политика справедлива, высокоморальна и выгодна не только их стране, но и жителям покоренных колоний. В 1899 г. Сесил Родс писал: «Либералы и консерваторы из кожи вон лезут, чтобы показать, кто же из них - самые великие и исполненные энтузиазма империалисты».  Бельгийский католический философ XX в. Пауль Мус отмечал: «С точки зрения провидения колонизация кажется коллективным актом милосердия, которое в данный момент высшая нация должна оказывать обделенной нации и которое как обязательство должно исходить отношение более культурной нации». А по словам англичанина Лайонела Кертиса «Британское содружество явилось... высшим воплощением... "нагорной проповеди, переложенной на язык политики"». По мнению адептов колониализма европейское завоевание несло «расово неполноценным» а потому неспособным к самостоятельной жизни народам Востока и Юга последние достижения цивилизации.  Уинстон Черчиль говорил в 1937 г: «Я не согласен с тем, что собака имеет окончательное право на конуру даже если она лежит там очень долгое время. Я не признаю такого права.  Я не признаю, например, что краснокожим в Америке или чернокожим в Австралии было причинено огромное зло. Я не признаю, что этим людям было причинено зло, исходя из того факта, что их место заняла более сильная раса, раса более высокого уровня, раса, мыслящая более широко в мировом масштабе, раса, имеющая право идти таким путем». (1)

Все эти слова говорились лидерами стран Запада в 19 - первой половине 20 -го века. Буржуа указанной эпохи был молод, уверен в своих силах, наполнен чувством превосходства.  Он покорял мир, уничтожая непокорных, он был полностью уверен в своей способности управлять планетой. Великая Депрессия и две мировые войны подорвали, но не исстребили окончательно эту веру и лишь на рубеже 21 столетия она пережила кризис. И дело не только в том, что американская империя надорвалась в ходе экспансии, хотят этот момент не стоит сбрасывать со счетов.

Тотальный контроль над планетой обернулся тотальным хаосом. Мир живет в предверии катастроф: хозяйственных, энергетических, экологических. К ним следует добавить моральную психологическую катастрофу - полное психическое опустошение, которое несет капитализм народам. А ведь действительно, что он может предложить людям, кроме пива, джинсов, и производства бабла ради производства нового бабла? Какой-то унылый идиотизм, заколдованный круг, в котором даже не испытать в полной мере радости потребительства и из которого, для отрицающего утопию сознания современности возможен по самому большому счету только один выход - самоубийство.

Чем прочнее буржуа контролирует планету, тем меньше он уверен в своих силах. Ему угрожает теперь не столько социальная революция, которую он научился предотвращать, сколько вызванные им к жизни самоубийственные импульсы - природные и психические. Вредные для экосистем Земли последствия роста пока что не привели к гибели миллиардов людей. Если это произойдет, то спустя десятки или сотни лет, тогда как корпорации и государства планируют свою деятельность максимум на несколько лет вперед (в условиях соврменной хозяйственной и политической системы более долгосрочные экономические и политологические прогнозы лишены смысла, неточны) и исходя из главного требования системы - роста прибылей и влияния ("иначе сметут конкуренты", ибо "расти или умри").

Современный немецкий исследователь Роберт Курц писал: "Ни один господствующий класс в истории не вел такую несвободную и жалкую жизнь, как суетливые менеджеры «Майкрософта», «Даймлера - Крайслера» или «Сони». Любой средневековый помещик глубоко презирал бы этих людей. В то время как тот мог предаваться праздности и более или менее вакхически прожигать свое богатство, элиты общества труда не смеют позволить себе ни малейшей остановки. Вне колеса они не знают, что делать, разве что снова впасть в детство; досуг, удовольствие от познания и чувственное наслаждение для них столь же чужды, как и для их человеческого материала... Властвующий идол умеет навязать свою безликую волю через «безмолвное принуждение» конкуренции, перед которым должны склониться даже могущественные, именно потому, что они управляют сотнями фабрик и спекулируют миллиардными суммами по всему Земному шару. Если они этого не сделают, то будут так же безжалостно выброшены на обочину, как излишняя «рабочая сила». Но именно несамостоятельность функционеров капитала, а не их субъективная эксплуататорская воля делает их столь безмерно опасными. Они менее чем кто-либо смеют задаваться вопросом о смысле и последствиях их безостановочной деятельности. Они уже не могут позволить себе проявить чувства и осмотрительность. Вот почему, превращая мир в пустыню, обезображивая города и превращая людей в нищих посреди богатств, они называют это реализмом."

К этому, в целом, справедливому замечанию, необходимо важное дополнение. Буржуа не способны мыслить, в силу указанных причин, но они, как и все животные, способны смутно чувствовать опасность. К тому же признаки всеобщего разурушения и кризиса слишком очевидны. И отсюда эти бесконечные заклинания, бесконечные метания в предверии неизбежного конца.

На радикальный прорыв за пределы данного буржуа не способен: он давно отверг утопию ради пресловутого "реализма", к тому же этот путь закрыт для него, поскольку угрожает его собственности, в которую буржуа судорожно  вцепился, как утопающий в соломинку. Все, на что он сегодня способен - это дауншифтинг - эмиграция  в какую-нибудь тихую деревню в Марроко или Индии. Но и на это способны единицы. Обычно же дауншифтинг носит виртуальный характер. Свихнувшиеся буржуа выдумывают какое-то идеальное прошлое, какие-то идеальные миры,  которых никогда не было, предаются своим убогим мечтаниям, вовлекая в это и подконтрольный им человеческий материал и будут так делать до тех пор, пока Современность не взорвется.

1) Спасибо А.К. за цитаты.

рецензии

Previous post Next post
Up