Не увидеть нам счастья ближнего...

Jul 25, 2009 16:52





Интересная рецензия А.К. на кинофильм "Комплекс Баадер-Майнхофф". Понравилась мысль о том, что разница между РАФ и будущими участниками социальной революции в Германии, такая же как между дворянскими и авторитарными декабристами и революционерами 1917 г.

http://haspar-arnery.livejournal.com/135073.html

Для культурной Германии, "Роте Арми Фракцион" это такой же миф как и декабристы для русской интеллегенции.
И в том и в другом случае речь идет о благородных молодых людях из хороших семей, который подняли обреченный бунт
против жестокой системы и в итоге получили терновый венец. Примеров этому тезису можно найти больше чем достаточно.
Большинство декабристов - Бестужевы, Пестели Муравьевы-Апостолы (за исключением князя Трубецкого, единственного кого можно отнести к сливкам русской аристократии), принадлежало к знатному и образованному, но не слишком богатому дворянству Российской империи. Тоже самое мы можем сказать и о наиболее заметных фигурах среди немецких террористов. Многие из них принадлежали к старой немецкой интеллегенции, не секрет, что одним из предков Гундрун Энслин был Гегель, а Ян-Карл Распе был потомком знаменитого автора "Барона Мюнхаузена", но никто из них не принадлежал к старым дворянским или промышленным династиям Германии.
Как и декабристы, немецкие городские партизаны были тесно связаны с культурной средой своего времени. Список громких имен с которыми пересекались жизненные пути членов "РАФ" еще более впечетляющ, чем круг общения Рылеева, Кюхельбекера и других петербургских заговорщиков.
Многие из тех, кто вместе с ними учился, принимал участие в хеппинингах и в акциях протеста, в дальнейшем заняли
видное место в политической, научной и культурной жизни Германии. Тоже самое можно сказать и о декабристах. Один из братьев Пестелей пошел на эшафот, а другой стал вице-губернатором во Владимире. Таким образом и у повстанцев века XIX, и у заговорщиков века XX было достаточно литературно одаренных друзей, способных увековечить их память и сделать судьбу повешенных (а так же застреленых и заколотых)предметом жарких дисскусий спустя десятилетия.
И образованные русские офицеры, и молодые немецкие интеллектуалы, изначально не планировали браться за клинки и резать тиранов. Первые тайные общества в России были вполне респектабельными и умеренными организациями (см. http://haspar-arnery.livejournal.com/63147.html), которые должны были содействовать престолу в проведение либеральных реформ.
Немецкие радикалы 1960-1970-хх годов начинали как пацифисты и социальные активисты, стремящиеся реформировать "клубничный рейх", а не уничтожить его.
Причиной переход к радикальным методам стал кризис. Будущие декабристы с разочарованием увидели отход от политике реформ, столь обнадеживавшей их в начале царствования Александра I. Рафовцы оказались свителями тупика, в который зашло массовое молодежное движение Германии на рубеже 60-70-хх годов и провала попыток привлечения к выступлению студентов рабочего класса страны.
Общество открыто демонстрировало равнодушие к призывам реформаторов. Фраза "страшно далеки они от народа" была верной двести лет тому назад в России, и оказалась столь же верной пятьдесят лет тому наза в Германии. Декабристы мало что могли предложить как крестьянству (личную свободу без земли) так и дворянству (участие в политике, с потерей власти над крестьянством). Буржуазии, на которую они могли опереться, в России начала XIX века практически не было. Связи РАФ редко выходили за пределы университетов и интеллектуальных салонов.
Итог этого политического одиночества мог быть только один - цепочка героических авантюр и окутаный преданиями мученический конец. И миф, который как всегда больше живых людей.

Все, что написано выше, на самом деле излишне длинное предисловие, к моим замечаниям, касательно фильм "Комплекс Баадер-Майнхофф". Поскольку, картины вышла до победоносной социалистической революции в Германии, она конечно мало напоминает "Звезду пленительного счастья"- знаменитый советский шедевр о декабристах. С художественной точки зрения этот фильм по-моему малоинтересен. Как и недавний двухсерийный эпос про Эрнесто Че Гевару, это скорее хроника, чем художественный фильм. Причем хроника снятая настолько серъезно, что порой становится смешно. То герои между прочим смолят сигарки, сидя на ящиках с патронами в лагере палестинских боевиков. То полуголый Бадер отстреливается от целой армии полицейских, так, что вспоминаешь бородатый анекдот про тот как Штирлиц скрывался от гестапо. Но все снято очень и очень серъезно! А ведь в действиях рафовцев был очень сильный элемент театральности, игры, хеппенинга...
Забавно акцентирование внимания на роли женщин в "РАФ". Мужичны-террористы показаны в "Комплексе..." как народ довольно мелкотравчатый, за исключением брутального Бадера, которого хочется пристрелить уже на первых минутах картины. Главными заговорщицами выступают в основном дамы. Я сразу представил себе экранизацию восстания 14 декабря, где полки на Сентскую площадь выводят дамы, а мужья в лучшем случае соглашаются ехать за ними в Сибирь.
Весьма примечательно строгое следование режисера и сценариста офицальной версии о самоубийстве рафовцев. Видно для ФРГ это такая же офицальная догам как "геморроидальные колики" Петра Федоровича и "апоплексический удар" Павла Петровича для царской России. Внятной концовки в фильме нет. По моему скромному разумению, это лишает картину права на "Оскар", но делает ее подходящей для показа в средних учебных заведених.
 

рецензии

Previous post Next post
Up