Click to view
Вчера в Кермане (юго-восток Ирана)
ЗАБАСТОВКИ
Бастуют базары в некоторых иранских городах. В Тегеране базар, судя по всему, работает. По крайней мере люди призывают друг друга каждое утро идти на базар, чтобы парализовать его работу. Это может сработать - если полиция попробует не пускать людей на базар или, тем более, разгонять их прямо там, базар всё равно не сможет работать.
Информация о том, что 30% людей сегодня не вышли на работу не просто подтверждается. Это, возможно, сильное преуменьшение. Потому что 30% - информация, которую передаёт ГосТВ Ирана.
http://ostap.livejournal.com/628806.html ***
На сегодня и завтра оппозиция объявила общеиранскую забастовку максимально возможного масштаба.
В успехе, честно говоря, сомневаюсь. Тут безработный - каждый четвертый, и большая часть предприятий (формально или же на деле) в руках государства. Как известно, людям своя рубашка ближе к телу, надо кормить семьи, и многих увольнение оставит, в буквальном смысле, без куска хлеба.
К тому же, реальная забастовка требует хорошей организации, которой оппозиция, к прискорбию, не отличается.
Вообще, все как-то идет на спад. Вчера все было куда спокойнее, "Аллаху Акбар!" кричали заметно тише и ленивее. Хотя есть тот вариант, что люди бояться кричать из окон или со своих крыш - большинство выходит для этого на центральные улицы, чтобы басиджи не узнали, где они живут.
***
БОРЬБА ВНУТРИ ЭЛИТЫ
Как мы и сообщали, аятолла Али Акбар Хашими Рафсанджани перешел к активным действиям. Поддерживающий лагерь «реформаторов» аятолла, являющийся самым богатым человеком в Иране (он известен как «Фисташковый король»), подготовил пакет предложений по выводу Ирана из нынешнего кризиса. Если вещи назвать своими именами, аятолла Рафсанджани попросту хочет сместить «рахбара», духовного лидера Ирана аятоллу Сейида Али Хаменеи. Среди влиятельных аятолл Кума увеличивается количество сторонников Рафсанджани.
Они считают, что полная поддержка рахбаром президента Махмуда Ахмединежада противоречит принципам «вилаяти-факих», ибо рахбар должен быть выше политических перипетий и схваток.
Рафсанджани пока не заявил о претензиях на высший пост в Иране. Как и всегда, он «скромничает», говорит о «коллегиальности руководства».
Тут сформулировано то, о чем уже который день говорят в Тегеране - хотя многие считают, что Рафсанджани не удастся добиться своего. То, что мы видим - прежде всего, схватка политических элит. Одна не лучше другой и это-то и делает ситуацию абсурдной. Тем не менее, это не уменьшает самоотверженности тех, кто выходит на улицы. Многие понимают, что происходит на деле - и понимают, что без раскола в верхах ничего бы и не началось. Многие терпеть не могут Рафсанджани и отмежевываются от такого "союзника". Ирония в том, что без него движение стопроцентно обречено на провал. Если не появится настоящего лидера...
***
Опасность перекидывания конфликта с иранских улиц в мечети и в Кум заключается в том, что шиизм - направление сравнительно либеральное и только в Иране есть около двух десятков духовных лидеров, которые обладают правом выпустить фетвы. Причем рахбар отменить фетвы не имеет никаких прав. Так что перспективы всенародного джихада в Иране все же есть, хотя они и очень незначительные.
http://amica-veritas.livejournal.com/116616.html Итак, нынешний сравнительно спокойный день в Тегеране можно рассматривать через две возможные призмы:
1. Затишье перед бурей или
2. Начало конца.
Соотношение возможной реализации этих двух перспектив я бы оценил как 30/70.
Что будет потом, я не знаю. Знаю только то, что политическое противостояние вступит в менее визуальную и в менее публичную фазу, где будут биться два лагеря правящей элиты и в этой битве и Ахмадинежад, и Мусави будут солдатами не самого первого эшелона.
В меджлисе, в котором у реформаторов около 25 процентов мест, скорее всего произойдут определенные перестановки по новым политическим интересам. Не исключаю, что к реформаторам примкнет часть так называемых принципиалистов. Та часть, которая в большей или меньшей степени ориентирована на старую кумскую элиту и недовольна притоком в парламент ветеранов КСИР и басидж (в последнем созыве их количество увеличилось вдвое).
В Совете Стражей все обстоит предельно понятно. 6 из 12 членов совета назначаются Хаменеи, остальные 6 кандидатур вносятся рахбаром в медлжис и утверждаются парламентом. Совет Стражей - если не подчиненные рахбара, то, как минимум, его люди. Некоторые член, например аятолла Язды, больший католик, чем рахбар, а председатель Совета Джанати - большой поклонник действующего президента. Тут никакой борьбы не будет. Хатами и другие будут предлагать разогнать Совет и назначить/выбрать новый, но ничего существенного в этом направлении не произойдет.
Большой проблемой для нынешнего руководства будет Ассамблея экспертов. Тут руководствует Рафсанджани, которого никто уволить не может, так что вся борьба рахбара и Ко. будет направлена на дефрагментацию состава Ассамблеи с тем, чтобы лишить Хашеми-Рафсанджани контроля над ней. В иранском парламентаризме много примеров перехода делегатов и депутатов из одной фракции в другую и именно к этому будут стремится ребята, что стоят наверху. Основная битва будет за контроль над Ассамблеей.
Рафсанджани рахбара не скинет, так как он этого просто сделать сейчас не может. Аресты родственников, полное игнорирование и ужесточенный контоль над СМИ позволят при первой же попытке вылазки со стороны Рафсанджани снести ему голову, минуя какую-либо публичность этого снесения. Да и Рафсанджани уже не тот революционер. Как говорил академик Ионнисян: "Халифат закончился тогда, когда бедуин спустился со скакуна и вошел в свой собственный дворец". Милларден Рафсанджани не тот, кто 5 раз сидел в шахской тюрьме за идеи.
В ближайшие месяцы, если все успокоится, будет идти активный политический процесс в кулуарах.
Я продолжаю считать, что с Мусави у народных масс будущего нет. Либо процесс сформирует новых лидеров, либо надо дожидаться смерти Хаменеи. И то не факт, что он умрет раньше Рафсанджани, а главой Ассамблеи и будущим рахбаром не будет Язды.
http://amica-veritas.livejournal.com/115916.html