Наброски общества будущего. Из одной дискуссии
Средневековый город (на снимке Верона) - удивительный пример противоречивого сочетания симбиотической экономики (основанной на самоуправлении и взаимопомощи в рамках цехов) и рынка.
В симбиотической экономике работает обратная связь. Каждый работает на благо всех, и значит себя самого. Cобственность общая: чем лучше работают все, тем лучше живется каждому; все это непосредственно видят и ощущают. Русский экономист, народник Воронцов отмечал, что в сельской общине (в тех случаях, когда она была живой и выполняла свои функции) от успешной работы каждого зависел успех всех. И поэтому все старались работать хорошо и поддерживать других. Тех, кто пытался заграбастать побольше земли или получить различные привилегии - давили. Это как раз та ситуация, когда устраняется в значительной степени противоречие между личностью и коллективом, потому что личный и коллективный интерес совпадают. Это основа неавторитарного социалистического хозяйства. Успех работы всех зависит от вклада каждого, а значит от солидарности и сплоченности коллектива, который умеет преодолевать внутренние противоречия.
Симбиотическая экономика основана на солидарности. А это предполагает, что чем выше солидарность, чем сильнее узы братства, тем эффективнее работает коллектив и тем лучше. Следовательно, никаких привилегий не может быть, поскольку любые привилегии разъедают солидарность. Быть может тут кроется ответ на вопрос, почему иерархический коллективизм большевиков (с привилегиями вождей, властными и материальными - пусть изначально вторые были и невелики), в конце концов не мог не привести к развалу их системы.
Два хозяйственных принципа - самоуправление (симбиоз) и рынок - не сочетаются между собою. Средневековый город - удивительный пример противоречивого сочетания симбиотической экономики (основанной на самоуправлении и взаимопомощи в рамках цехов) и рынка. Этот многовековой эксперимент закончился торжеством олигархических группировок и крахом городов-коммун.
Здесь уместно привести слова Джорджа Оруэлла о каталонском анархистском ополчении во время гражданской войны в Испании:
"Мы жили в обществе, в котором надежда, а не апатия или цинизм, были нормальным состоянием духа, где слово «товарищ» действительно означало товарищество и не применялось, как в большинстве стран, для отвода глаз. Мы дышали воздухом равенства. Я хорошо знаю, что теперь принято отрицать, будто социализм имеет что-либо общее с равенством. Во всех странах мира многочисленное племя партийных аппаратчиков и вкрадчивых профессоришек трудится, «доказывая», что социализм, это всего-навсего плановый государственный капитализм, оставляющий в полной сохранности жажду наживы как движущую силу. К счастью, существует и совершенно иное представление о социализме. Идея равенства - вот, что привлекает рядовых людей в социализме, именно за нее они готовы рисковать своей шкурой. Вот в чем «мистика» социализма. Для подавляющего большинства людей - социализм означает бесклассовое общество. Без него нет социализма. Вот почему так ценны были для меня те несколько месяцев, что я прослужил в рядах ополчения. Испанское ополчение, пока оно существовало, было ячейкой бесклассового общества. В этом коллективе, где никто не стремился занять место получше, где всего всегда не хватало, но не было ни привилегированных, ни лизоблюдов, - возможно, было предвкушение того, чем могли бы стать первые этапы социалистического общества. И в результате, вместо того, чтобы разочаровать, социализм по-настоящему привлек меня. Теперь, гораздо сильнее, чем раньше, мне хочется увидеть торжество социализма. Возможно, это частично объясняется тем, что я имел счастье оказаться среди испанцев, чья врожденная честность и никогда не исчезающий налет анархизма, могут сделать приемлемыми даже начальные стадии социализма."