Минск становится всё более чистым, нарядным, цивилизованным и напоминающим нечто средне-европейское. Каждому достанет по кусочку этой красоты. И уставшему от трудов праведных бизнесмену, обзирающему аккуратство проспектов из окон комфортабельного автомобиля. И высокопоставленному чиновнику, шейху, олигарху - любующемуся на озеленённые пейзажи при главной реке Свислочи из пентхауса или фешенебельного номера новёхонькой гостиницы. И, конечно, пенсионеру - священной корове белорусского государства, неизменному голосовальщику за президента. Теперь он ходит по ровным гладким облагороженным улицам. И всё чаще пешком. Льготы отменены.
Слова Друга всех пенсионеров и ветеранов из беседы со студентами БГУ 12 февраля 2008 г.
«Мне говорят: «Вот пенсионеры - ваш оплот и надежда, вот они против вас». Но я не понимаю, почему в городе-герое Минске, где мы миллиарды и миллиарды вкладываем в то, чтобы и тротуары были лучше, и магазины рядом, и аптеки, пенсионер должен бесплатно ехать? Куда? Магазин рядом, аптека рядом, товаров сегодня - дай Бог. Выйди на улицу, даже вот на первый этаж спускайся в магазин, покупай. Если ты хочешь каждый день на другой край Минска с Востока на Запад ехать для того, чтобы внучке, внуку отвезти шоколадку, побыть у своих детей, - купи билет и езжай».
За год в Республике Беларусь отменили множество наследованных от СССР льгот для пенсионеров, школьников, инвалидов, узников концлагерей Второй Мировой войны. Это не российский вариант - с монетизацией и всяческими расшаркиваниями перед бывшими льготниками - просто напрочь отняли, и конец. Без компенсаций. Да ещё обхамили вдогонку (см. выше). Не было почти никаких акций протеста. Все настолько привыкли верить в Батьку, что до сих пор убеждены - как-то всё само рассосётся. Как-то Батька поправит. На Беларуси привыкли верить. Белорусов немножко припугнули, немножко задурили. Они не научились бороться за свои права. Все их попытки тихой беззлобной борьбы неизвестны большинству. Прав господин Президент, зачем колесить по городу? «Если ты такой пугливый, сиди дома, не гуляй».
В Беларуси привыкли видеть случайно уцелевший осколок СССР, эдакий отколовшийся и пустившийся в свободное плавание реликтовый айсберг. На обтаявшем грязном континенте слагаются легенды и песни, как прекрасно на айсберге, как сытно тамошним пингвинам, как главный Белый Медведь печётся об их здоровье и безопасности, детстве и старости, предохраняет рыбные угодья от разграблений и ледяные хижины - от приватизации. И он вещает, этот большой и грозный Друг народа, он грохочет, что не даст, не допустит, защитит, отстоит:
«Но сколько предприятий еще «сидят» на дотации государства и никак не могут подняться с колен! <…> Западные теоретики советуют избавляться от таких предприятий, банкротить их. Мол, поднимать экономически отсталые производства невыгодно. Однако мы ни при каких условиях не можем следовать таким советам. Банкротить - это проще всего. А как быть с жителями этих населенных пунктов? С ними что делать? Тоже банкротить? Для нас такие подходы неприемлемы». (Доклад Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко на третьем Всебелорусском народном собрании, 3 марта 2006 г.). Там же:
«У нас сохранена и приумножена общенародная собственность. Наша экономика развивается не за счет чьих-то подачек, а за счет нашего собственного труда. У нас сохранена и приумножена такая общенародная собственность, которая позволяет защитить наш народ».
Однако энтузиазм убывает. Народолюбие остывает. Чем крепче трон президента, тем приемлемее для него любые подходы. «Подачкам» (инвестициям и кредитам) мы теперь очень рады, а над «общенародной собственностью» не так уж и дрожим (к тому же в новой редакции Конституции это понятие убрано, собственность может быть только государственной или частной; народ не у дел).
«Получается, что в основном мы поддерживаем на плаву бездельников. Зачем нам скидывать огромные средства в нерентабельно работающие сельскохозяйственные предприятия, зачем нам поддерживать бездельников? <…> Пришла пора не только отказаться от поддержания на плаву безнадежно лежащих предприятий, но и прекратить распыление государственных средств на неэффективные либо малоэффективные проекты». (На совещании по вопросам оказания государственной поддержки организациям реального сектора экономики 26 июня 2007 г.)
Ориентиры поменялись, произошла скандальная измена идеалам? Готовы «избавляться», «банкротить», продавать. Отчего не продать - кто пикнет? У любого собственника один идеал - приумножение собственности. И собственности на государство со всеми его замечательными и полезными для владельца механизмами - не исключение. Что на первом плане у любого нормального менеджера капиталистической фирмы? Эффективность. Рентабельность. Конкурентоспособность. В этом менеджеры страны всегда постоянны в идеалах. Если актив нерентабелен, нужно от него избавиться. Нам говорили что-то противоположное - о социальной значимости нерентабельных объектов и т.п.? Так то ж давно было. Мода изменилась. А власть осталась в тех же руках. За несколько лет проданы иностранным корпорациям и бунтовавший в 2005 г. завод «Мотовело», и государственный оператор сотовой связи «БеСТ», которым собирались гордиться на самом высшем уровне, а сколько заключается контрактов втихую, без контроля общественности?
В 2003 году в своём программном Докладе на Семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы Глава государства стращал: «Доминирующей и исключительно агрессивной является сегодня идеология либерализма. Либерализм (или точнее - неолиберализм) коротко можно определить как идеологию социального неравенства людей, наживы и индивидуализма. <…> Ну хорошо, представим на минуту невозможное: курс поменяется, и верх возьмут идеи либерализма с культом чистогана и индивидуализма, совершенно чуждым нашему народу. Где будет наша самобытная белорусская культура и где будут эти «свядомыя iнтэлiгенты»?». Страшно? Ничего, миленькие, потерпите. Это западный либерализм плохой, у нас будет хороший. Мы возьмём из него самое лучшее… конкуренцию. И невозможное возможно. «Но черты либерализма, хотя в меньшей степени, должны быть и нам присущи. Думаю, ничего плохого нет в жесткой конкуренции. Все равно мир в этом развивается, конкуренция порождает высочайшие образцы творчества и результатов труда», - резюмирует отец нации свой крайне логичный и последовательный экскурс в теорию либерализма.
Стоит ли удивляться всему последующему? Либерализация под мудрым руководством радеющего о своём народе отца - не либерализация, а так… Бьёт - значит любит. Вчера клял на чём свет стоит МВФ? Значит, так и нужно. Сегодня открывает ему объятия - значит, былые враги исправились.
«Исправляется» - и усердно! - само «государство для народа». По мнению МВФ слишком раскормлен в этом государстве народ и слишком зарегулирована экономика? Исправим-с.
Вскорости после душевных переговоров с МВФ, 1 декабря 2008 года ставка первого разряда волевым решением правительства снижена на 20%. Вслед за ней потянутся вниз зарплаты всего воинства бюджетных работников. Хотя, как мямлил замминистра экономики А. Тур, «в переговорах с МВФ обсуждалась не только динамика зарплаты, но и целый комплекс мер». С комплексами народолюбия борьба идёт на славу.
«Под этот момент надо сделать то, чего мы боялись сделать, и спокойно идти в этом направлении. Никакой опасности нет в том, если экономика будет более свободой. Тем более, что мы не потеряли рычаги управления» - заявляется теперь.
Именно! Главное для господ в правительственных кабинетах и банковских офисах - сохранить рычаги управления.
Итак, за время «Государства для народа» на Беларуси:
- началась приватизация «общенародных» предприятий;
- узаконены срочные контракты найма, отдающие работника на произвол хозяина;
- введено невозможное антипрофсоюзное законодательство;
- отняты многие льготы пенсионерам, детям и инвалидам без компенсации;
- приближается либерализация, и
- снижены зарплаты бюджетникам.
Зато у правительства грандиозные планы по благоукрашению столицы. Пяти- и шестизвёздочные отели, торгово-развлекательные центры, фешенебельные жилища. Для тех, кто перестал бояться и начал жить.
Беларусь не оазис и даже не вольная льдина. Она одна из шестерёнок мирового капиталистического механизма, вынужденная крутиться и тикать со всеми в такт. Во всём мире трудящимся приходится затягивать пояса, чтобы бюрократически-буржуазный тандем мог поддержать привычный для себя уровень жизни. Очередной добрый царь в очередной раз оказываются грубым и подлым обманщиком. А что ему делать? Он не может действовать иначе как по логике развития капитализма. И хотел бы иначе - не вышло бы. Чтобы смочь иначе, нужна не президентская буржуазная республика с сильным государственным аппаратом, который творит с передоверенной ему властью, что хочет, а САМОУПРАВЛЕНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ. Которые сами себя не обманут.
http://revolt.anho.org/archives/584 Францiш Санчэня