Рабочая оппозиция Ленину (РО)

Jun 16, 2015 14:35


.
.
.
.
.
В докладе следственной комиссии ВЧК по делу о Кронштадтском мятеже подчеркивалось, что "одной из причин этого движения несомненно являлась страстная полемика в рядах РКП, ослабление внутренней спайки и падение партийной дисциплины в широких кругах членов партии'". А известный оппозиционер Гавриил Мясников назвал Кронштадт "повторением финской истории". Здесь имеются в виду кровавые события, разыгравшиеся в августе 1920 г. Молодые радикальное настроенные члены финской компартии, обвинив свое руководство в злоупотреблениях, бюрократизме и моральном разложении, расстреляли нескольких членов ЦК партии.
.
Все это заставляет внимательно прислушаться к словам одного из руководителей большевиков Н.Бухарина, сказанных на X съезде партии в 1921 г. Бухарин фактически признал, что "партийному авангарду" противостоит остальная пятимиллионная (по официальной и завышенной статистике) рабочая масса со значительной частью рядовых партийцев.
.
Вот письмо рабочего-шахтера на имя Ленина, написанное в начале 1921 г.: "Я вместе со своими товарищами-углекопами Донбаса ушел в ряды Красной армии, чтобы бить врагов... И теперь мы возвратились в тыл, чтобы дружными усилиями возродить наше революционное хозяйство. Что же увидели мы здесь, в тылу? Мы увидели, что в то время, когда мы на фронте несли все лишения, разутые, без одежды, порою даже голодные, разрушая старый чиновный порядок, здесь в тылу за нашими спинами создавался новый бюрократизм". Шахтер пишет, что в то время, как семьи рабочих голодают и мерзнут, не имея всего необходимого, большевистские бюрократы тепло и хорошо одеты, сытно едят и не обращают никакого внимания на голодных, по милости которых они все это имеют. "Где же те идеалы, к которым звали нас? Где же то равенство, которое обещали нам? Его нет. Нет даже малейшего намека на него".
.
Ненавидивший рабочую оппозицию большевик, член фракции децистов, Юренев, писал, что коммунист-рабочий на производстве зачастую является ничем иным, как делегацией "не вполне сознательных масс" в коммунистическую партию. Юреневу не раз приходилось наблюдать подтверждение этому в трудовых коллективах. Вот на общем собрании рабочих решается вопрос: продолжать забастовку или нет. Долгие дебаты. Наконец, красноречие иссякло и наступает голосование. В итоге - подавляющее большинство за стачку, а против - кучка, в которой нет ни одного большевика.
.
Впрочем, так было не всегда. Если рядовые большевики выступали в роли противников стачки, между ними и более решительной частью трудового коллектива могло возникнуть противостояние. Например, большевик Шляпников отмечает (дело происходит все в том же 1921 г) что рабочие массово вышибают коммунистов из фабзавкомов московских предприятий, заменяя их на беспартийных.
.
Можно предположить, что рабочие вожаки, пользовавшиеся популярностью в трудовых коллективах и вступившие в партию для того, чтобы продвигать свои идеи, и составили деятельное ядро Рабочей Оппозиции (РО) на местах.
.
В течение 1920 г. РО вызревала и в центре и на местах. Она не представляла собою какого-то сплоченного, организованного, тесно спаянного фракционной дисциплиной движения. Более того, часто так называли оппозиционные группы рабочих, вообще не состоявших в компартии.
.
В центре РО пытались представлять сотрудники бюрократического аппарата официальных профсоюзов Шляпников, Медведев, Лутовинов и другие. Стремясь возглавить новое массовое рабочее течение, они выдвинули популярные среди его участников требования: предложили передать управление советской экономикой Всероссийскому съезду производителей, объединенных в профессиональные производственные союзы. На местах же съезды профсоюзов должны были учреждать областные, районные и другие местные хозяйственные органы, чтобы предприятиями и хозяйственными учреждениями управляли эти рабочие комитеты, выбранные рабочими и служащими.
.
Между тем, Рабочая Оппозиция в провинции набирала силу. Наблюдался ее мощный подъем в Тульской и Самарской губерниях. Пребывавшее в Самаре руководство Туркестанского фронта Красной Армии насаждало во всех учреждениях города дух бюрократизма, военщины, внесло ужасающее неравенство между рабочими и чиновничеством. Именно это обстоятельство пробудило оппозиционные настроения. Что же предлагала самарская группировка РО, получив большинство в местном губкоме партии?
.
Предполагалась широкая выборность в управлении всеми советскими учреждениями, коллективизация сельского труда, общественное бесплатное жилье и питание для городов и деревень, добровольный бесплатный труд по образцу коммунистических субботников, всеобщее экономическое равенство. 'Чиновник-бюрократ, - писали самарские активисты, - обеспеченный государством, не заинтересован в развитии производительных сил страны.' Они уповали на VIII съезд советов, который "обязан произнести смертельный приговор бюрократизму". Наивные самарские рабочие-большевики не понимали или не хотели верить в то, что съезды Советов уже давно превратились в декорацию и никак почти не влияют на реальную политику партийного ЦК...
.
Особая роль в развитии идей РО принадлежит Гавриилу Мясникову. Это был яркий оратор, пользовавшийся большой популярностью в Перми и Мотовилихе. Ему сочувствовали многие рабочие огромного завода Мотовилихи. Взгляды Мясникова сложились в нечто более-менее цельное к началу 1920-х гг. Их основой стал антибюрократизм.
.
Мясников считал, что революция 1917 г зашла в тупик. Партийно-государственное чиновничество отстранило рабочих от управления страной и производством. Необходимо, полагал он, вернуть рабочим ключевую роль во всех областях общественной жизни. Ячейками наилучшей организации государственного устройства он считал Советы. Именно Советы, свободно избираемые трудящимися (с обязательным наказом трудового коллектива и правом отзыва и замены делегата в любой момент) должны были взять на себя ключевую роль не только в управлении политическими процессами, но и в организации производства. Им надлежало составлять программы по развитию промышленности и осуществлять снабжение рабочих всем необходимым. В то же время профессиональные союзы должны были контролировать осуществление подобных программ на местах. Что касается партии, то ее следовало лишить власти, передав всю власть советам, а за партией оставить роль коллективного агитатора.
.
Мясников писал: "Советы рабочих депутатов должны сменить наших назначенцев и взять управление хозяйством, управление заводом в свои руки... Еще один довод: если мы дадим свободу слова, то ведь сразу все, что было до сих пор скрыто от беспартийных масс и врагов Советской власти, станет им известным. Я говорю о забастовках, восстаниях, голоде и т. д... Кто хочет сейчас, чтоб наша партия стала в глазах пролетариата не комищейкой, а комячейкой, кто хочет, чтоб при этих тяжелых условиях, в которых находится наша страна, измученный рабочий шел за нами, кто хочет, чтоб мощь и влияние наше в пролетарских массах и крестьянстве усилилось, тот должен сказать, что кроме свободы слова и печати нет возможности достичь этого... Надо сделать, чтобы весь мир видел, что мы пропаганды и агитации белогвардейцев всех сортов и оттенков не боимся и умеем с ней бороться... После того, как мы подавили сопротивление эксплуататоров и конституировались, как единственная власть в стране, мы должны, как после подавления Колчака, отменить смертную казнь, провозгласить свободу слова и печати, которую не видел в мире еще никто от монархистов до анархистов включительно".
.
Для управления сельским хозяйством Мясников отстаивал необходимость широкого развития крестьянской самоорганизации. Естественной, близкой селу формой ассоциации производителей он считал крестьянский союз. И действительно в ту пору крестьяне активно создавали подобные беспартийные союзы (Союзы Трудового Крестьянства, СТК) для отстаивания собственных хозяйственных и политических интересов. Большевистское государство видела в этих организациях одну из главных угроз и вело с ними борьбу на протяжении 20х гг. Мясников же не считал Крестсоюзы угрозой. По его мнению, в задачу крестьянского союза должны были входить интенсификация сельского хозяйства, контроль за выполнением повинностей и налогов, участие в выработке цен на хлеб, цен на изделия промышленности и т.д.
.
Выступления Мясникова несли сильный налет махаевщины, враждебности к интеллигенции. Если рабочие и крестьянские организации должны были строиться на началах добровольности и на рабочих можно было воздействовать "только убеждением", то по отношению к интеллигенции допустимо лишь одно лекарство - "мордобитие". Совершенно непонятно, как в таком случае, по мнению Мясникова, рабочие смогли бы сами, без полноценного сотрудничества и союза с инженерами, специалистами и учеными, управлять заводами...
.
Рабочая группа - организация, во главе которой стоял Мясников, активно выступила и против НЭПа, что вообще типично для левейших оппозиционных течений, как внутрибольшевистких, так и антибольшевистских (анархистов, эсеров-максималистов, левых эсеров).
.
Ленин в письме В.М. Молотову и членам Политбюро среди других мер предложил "усилить внимание к агитации Мясникова и 2 раза в месяц докладывать о нем и о ней в Политбюро". Фактически за Мясниковым была установлена слежка.
.
Но имелись и более радикальные течения, чем Рабочая группа. Год 1921 породил несколько маленьких большевистских Кронштадтов. В Сибири и на Урале, где по-прежнему были живы традиции партизанщины, противники бюрократии стали создавать тайные боевые рабочие союзы. Весной чекисты раскрыли на Анжеро-Судженских копях подпольную организацию местных рабочих-коммунистов. Она ставила своей целью физическое уничтожение партийного чиновничества, а так же спецов (государственных хозяйственных работников), которые еще при Колчаке зарекомендовали себя явными контр-революционерами, а затем получили теплые места в госучреждениях. Ядром этой организации, насчитывавшей 150 человек, стала группа старых партийцев: народный судья с партстажем с 1905г., председатель комячейки рудника - в партии с 1912 г., член советского исполкома и т.д. Организация, состоявшая преимущественно из бывших антиколчаковских партизан, была разбита на ячейки. Последние вели учет лиц, подлежавших уничтожению во время акции, запланированной на 1 мая.
.
В августе того же года очередной отчет ВЧК повторяет, что наиболее острой формой партийной оппозиции НЭПу являются группы партийных активистов в Сибири. Там оппозиция приняла характер "положительно опасный", возник '"красный бандитизм". Теперь уже на Кузнецких рудниках раскрыта конспиративная сеть рабочих-коммунистов, поставившая своей целью истребление ответственных работников. Еще одна подобная организация обнаружена в Восточной Сибири.
.
***
.
Рабочая Оппозиция была разбита в начале 20х годов. Не было ясности во взглядах этих людей и не было между ними единства. Не были налажены прочные контакты с другими антиавторитарными оппозиционными течениями, сторонниками самоуправления работников - анархистами, эсерами-максималистами, левыми эсерами. И, наконец, РО не смогла занять полностью самостоятельную позицию, решительно освободившись от контроля руководящих учреждений партии большевиков и восстав против самовластной олигархии Ленина.
Previous post Next post
Up