Cracks

Dec 28, 2011 14:52

"Трещины" (2009, режиссер - Джордан Скотт)

"Сказать, что дочь Ридли Скотта сняла хорошее кино - ничего не сказать".
"Это не просто фильм о взрослении, любви и жестокости. Это не просто фильм о духовной изоляции, мечтах и соблазне. Это не просто фильм об одиночестве и одержимости. Это не просто фильм о предательстве и крушении надежд".
"Здесь все символично и естественно одновременно".
Из краткого отзыва keyman

Случайно найденный в журнале la-gatta-ciara, благодаря комментариям к посту о хороших костюмных фильмах, малоизвестный в широких кругах рунета Cracks, по совокупности личных причин, стал для меня - почти без иронии - Фильмом Года. К тому же, за год пересматривала его нетипичное и неприличное для себя количество раз - и да, не надоедает! :)
И так как никаких cinema-итогов в этом году, наверное, подводить не соберусь, подумалось, что будет справедливо создать пост о "Трещинах" к праздникам.
Всем время от времени уходящим от реальности в собственные вымышленные миры (а цена известна) посвящается.



They're accusing, like always without knowing
What is just fiction or what is the truth
They have no mission, they have no passion
But they dare to tell us what's bad and what's good!

Enigma "Modern Crusaders"

Англия 1930-х, закрытая школа для девочек, где по ночам в пруду плавают юные стройные русалки.
Впечатлительные воспитанницы, харизматическая учительница, и взбаламутившая это мечтательное болото иностранка, истинная аристократка не только по рождению, но и по духу, из тех, что с впечатляющей простотой и достоинством держатся, общаясь с совершенно разными людьми.

Итак, "Мужчинам здесь не место", или This is a woman's world (с).
"Общество мертвых поэтов" - по-женски, или "Расцвет мисс Джин Броди" - при помощи одних лишь символов.
(Дальше приведу некоторые свои мысли из обсуждения в личной переписке.)
Пересматривая потом еще, я пришла к выводу, что это ("переигрывание" Евы Грин) был осознанный и изначально заданный выбор рисунка роли. Чтобы показать неуходящую нервную внутреннюю напряженность героини.
Однако подобный рисунок роли я все же отношу к недостаткам, проистекающим из основной слабой стороны картины, - предпочтение авторами гипертрофированной (упрощающей) внешней образности подробному психологическому параллельному (внутреннему) подтексту. Крах наступает к финальной трети фильма.
Там "Трещины" повествуют историю все грубее, толстыми торопливыми мазками. Прямолинейное изложение исключает более подробную остановку на внутреннем состоянии героинь, раскрытие психологического содержания поступков. Казалось бы, из неспешно - и вполне всесторонне достоверно - развивавшейся истории вытягивают оставшееся время: и сразу начинается дикая спешка (то враги, то - ба! - друзья, то убийцы... голова идет кругом и хочется "остановить мгновенье", чтобы с чувством, с толком). Впопыхах режиссер успевает рассказать - плакатно, общими словами, - обо всем задуманном, но теряет не только возможность акцентирования, но и взятую ранее (хочется написать: высоту :) глубину.
За финал особенно обидно. Метания капитана, героини Темпл, - уж совсем общо. А мне очень не хватает всякий раз ее выводов, ее личного внутреннего суда. Выбранный режиссером ранее для фильма - и поставленный в красный угол - эстетизированный символизм порабощает всю конструкцию. Да, девочке славно плывется на кораблике в открытое море большой жизни - а нам хочется ее и "домучить", чтобы поняла (не слишком ли рано списали грехи? Как списали? Да и возможно ли искупление? Честно говоря, в первый просмотр я находилась в психологическом ступоре от подобного решения - в три шага "в дамки"), и самим увериться ("Поняла ли?" - ведь не показали, не убедили, только "дали зрителю понять").
Но опять же недостатки - продолжение доистоинств и, думаю, во многом, режиссерский эстетизированный символизм - как основное решение для фильма - и заставляет нас возвращаться к пересмотру. Ведь выбрано не просто красиво, но со вкусом :), а значит, ко времени и месту. И костюмы - до деталей (ах, эти красные пояски у девочек!). И музыка, конечно, лишь дополняет общее впечатление.
И снова хочется погрузиться в этот (по сути - полностью) женский мир. В котором безмятежность давно спит, потому что невинность уже разбужена. И столько чувственности...
К пересмотру побуждают и множественные детали, двойное дно которых ускользает при первом - и единственном - прикосновении. Как то: сцена, когда героиня Грин в одиночестве ест печенье, - и когда Фиамма вместе с девочками приходит к учительнице, чтобы послушать про трагическую гибель спутника мисс Джи; прогулка и иронизирование девочек над Фиаммой (по поводу черной метки из "Острова сокровищ"); самая последняя сцена, снятая "карусельно", кружится сама в себе; девочки читают письмо, но мы не сразу понимаем, чье; etc, etc, etc.
Вообще, так как выяснилось, что и "Трещины", и "Букет колючей проволоки" сняты по непереводившимся на русский язык романам, я даже рассматриваю (пока довольно умозрительно) возможность прочесть когда-нибудь хоть один из них.


"Если мужчина предпочитает девочек, то видит он в них идеальную женщину. Если женщина предпочитает мальчиков, то видит в них идеального мужчину. С идеальным юным телом. Без всего того психологического багажа, что прилипает к человеку с возрастом. Свою первую любовь, в некотором смысле.

В основе тяги к детям противоположного пола - неудовлетворенность своим окружением, партнерами. Желание чистоты. Стремление обрести её в социально неприемлемом месте. В этом незрелость.

Если мужчина предпочитает мальчиков, то видит в них себя прошлого, того, каким он хотел бы быть раньше. Каким хотел бы быть сейчас.
Если женщина предпочитает девочек, то видит в них себя. Какой она хотела бы быть. И тогда, и сейчас.
Так что говорить о каких-то «лесбийских склонностях» Мисс Джи - абсурдно. Будь она взрослым, адаптированным социально человеком, предпочитающим женщин - тогда конечно".
Из отзыва laurelgray

И кадры, кадры, кадры... Подарок оператора Джона Мэтисона любому пристрастному визуалу.































За умело пойманные моменты в скриншотах спасибо блогам hila-lumiere и sweetsundaymornings.

+ Жемчужина саундтрека

европейское кино, happy new year, английское кино 2000-х

Previous post Next post
Up