Памяти актера

Oct 07, 2009 00:24

Очень хочется написать об актере Игоре Нефёдове. И когда пытаюсь найти обоснование этому желанию, ничего более емкого, чем слова Леонида Филатова "чтобы помнили", не приходит.
В интернете очень мало информации о том, как сложилась судьба Игоря, но эту информацию легко найти и подробно ее повторить цели у меня сейчас нет.
Игорь Нефедов ушел из жизни в тридцать три года. В следующем году ему бы исполнилось всего лишь пятьдесят лет...Когда думаешь о той цепи роковых обстоятельств, загнавших человека в безвыходное положение, все не уходит бесконечная обида на несправедливость, не утихает душевная горечь, да и эти слова кажутся до уродливого неправильными, неспособными выразить в себе все. Когда смотришь на фотографию первого курса, набранного Олегом Табаковым, где все молоды, в глазах столько света и веры в то, что их талант будет востребован (а они имели право не только на надежду, но на полную уверенность в этом, потому что и правда были особенными!), ничего не понимаешь в этой чертовой жизни...

Недавно по рекомендации посмотрела "Охоту на лис" Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе, посмотрела и потому, что живо помню, какое впечатление, в свое время, произвели на меня их "Плюмбум, или Опасная игра" и "Слово для защиты" (который давно люблю из-за игры Нееловой).
"Охота на лис" оставил даже еще более сильное впечатление. Он и заставляет задуматься о финале (и только профессиональные рецензии помогают понять, что режиссеру пришлось отказаться от одной важной финальной сцены, заменив ее иной, гораздо более метафоричной), и, как бы ни была хороша игра Владимира Гостюхина, но привлекает, прежде всего, внимание к персонажу Володи Беликова в исполнении Игоря Нефедова.
Два подростка, которых играют молодые Нефедов и Харатьян, избивают рабочего завода, в ходе следствия герой Харатьяна при помощи всесильной матери и адвоката получает условное наказание, герой Нефедова - Беликов осужден на два года пребывания в колонии для несовершеннолетних.
С течением времени обозленный и пострадавший главный герой Виктор Белов (Гостюхин) все сильнее начинает понимать, что его не отпускает данная ситуация. Сначала он подозревает, что дело, как ему кажется, в не совсем справедливом решении суда, для чего он настойчиво добивается свидания с Беликовым в колонии, и получает его, но уже там открывает для себя еще более глубокую нравственную дилемму, природу чужой и своей агрессивности, неудовлетворенности. И, что удивительно, история, в которой больше экранного времени уделено тому, чтобы показать власть материального над духовным, и это отлично удается в своей роли Гостюхину, открывает, что ее фокус заложен именно в сцене встречи двух главных героев в колонии, и держит на себе этот фокус персонаж Нефедова. Его Беликов, что тоже удивительно, отнюдь не обозлен на людей, не чувствует никакого презрения или превосходства, он осторожно и просто, без ухищрений, пытается понять, для чего Белову понадобилось являться сюда. И этот важный переход от неприветливой осторожности к беззлобно насмешливой заинтересованности, а после и к благодарной, слегка неуклюжей теплоте мягко и очень естественно воплощен Нефедовым так, что потом картина еще долго держит внимательного и вдумчивого зрителя.
Ранние фильмы творческого тандема Абдрашитова и Миндадзе привлекают меня и соединением почти несочетаемого: четкой, обыденной, безыскусной формы при глубоком внутреннем ее содержании, по мере восприятия все более и более открывающего свои основные идеи. Форма невольно сперва всегда обманывает.
Все это последнее время постоянно, с бессильной тоской думаю о судьбе Игоря Нефедова...И чтобы хоть как-то успокоиться, вспоминаю о собственной цепочке впечатлений от знакомства с работами актера.
Когда смотрела "Охоту на лис", то уже помнила и знала Нефедова, но когда-то две его роли как-будто параллельно существовали в сознании и я довольно долго не понимала, что их сыграл один актер.
Это, конечно, блестящий актерский кинодебют Игоря Нефедова - ему не было еще двадцати, когда его, студента легендарного курса, впервые набранного Олегом Табаковым, пригласил сниматься в "Пять вечеров" Никита Михалков на роль Славика, племянника, воспитанного после смерти сестры Тамарой (Людмила Гурченко).
Тут следует отметить, что когда впервые увидела "Пять вечеров", мною владели какие-то вполне определенные ожидания, поскольку слышала о фильме немало и это не могло не сыграть свою роль, а также, видимо, чем-то иным занята была и моя голова, потому что фильм не оценила, не смотрела как бы "с распахнутыми глазами", они напротив были "широко закрыты", фильм даже показался скучным (!), и прошло еще какое-то, неопределимое теперь, время, прежде чем, пересматривая, испытала наслаждение от искусного психологизма, от игры актеров, причем молодая пара в исполнении Игоря Нефедова и его однокурсницы Ларисы Кузнецовой ничуть не уступала по мастерству паре взрослой, Людмиле Гурченко и Станиславу Любшину, а в чем-то и превосходила их. Так и до сих пор считаю фильм во многом более выигрышным (редкий случай) по сравнению с пьесой Володина.
"Нескладный задиристый школяр с трогательными щенячьими повадками, несерьезными юношескими усиками, смешливый, “шикарно”, то есть совершенно по-мальчишески, ироничный - как это случается с хорошими, начитанными и из последних сил балованными детьми. Добрый, как ангел, и ласковый, как котенок, - но, разумеется, втайне. Нефедовский Славка был как раз таким мальчиком, которого можно было любить бесконечно" (Лилия Шитенбург, "Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст", Т. VI).
Второй из тех двух "параллельных ролей" была небольшая роль студента Гоши в фильме Родиона Нахапетова "Зонтик для новобрачных", который я очень любила какое-то время назад. Гоша на курорте знакомится с главными героями, рассказывает важную для сюжета историю об усыпальнице и настоящей любви, а также провоцирует припадок ревности у героя Никиты Михайловского. Гоша Нефедова появляется всего в нескольких сценах, но, как ни парадоксально, запомнился мне изначально сильнее, чем Славик в "Пяти вечерах". Его голос мгновенно возникал в памяти спустя годы, стоило только захотеть, без труда вспоминалась и необычная внешность героя.
Тут еще дело в том, что Игорь Нефедов умел быть очень разным. Даже внешне: у него были курчавые волосы, но с короткой стрижкой выглядел совсем иначе, нежели в иных ролях, с пышной шапкой густых темных вьющихся волос.
Что успешно использовал и Сергей Соловьев, когда отдал Нефедову одну из главных ролей в своей элегической "Наследнице по прямой". Главная героиня, страстно увлеченная стихами и судьбой Пушкина, открывает душу восемнадцатилетнему студенту Володе именно потому, что он внешне напоминает ей поэта. По словам режиссера, Игорь Нефедов, создававший на экране образ, опровергавший поэтическое восприятие мира тринадцатилетней "наследницы" и чуть ли не саму поэзию тоже, тем не менее, принес с собой в картину "пушкинский дух", и то лето в Одессе, когда снимался фильм, многим навсегда запомнилось безоблачно счастливым.
Сразу же соединить умного и модного Гошу из "Зонтика для новобрачных" и начинающего циника Володю из "Наследницы по прямой" уже не стоило труда. Но потом поняла, что впервые увидела Игоря Нефедова еще в своем нежном возрасте, когда вышел "Криминальный талант" Сергея Ашкенази.
И словно возникло далекое эхо из глубокого колодца: вспомнился его капитан Вадим Петельников, которого так быстро и ловко провела "криминально талантливая" героиня Александры Захаровой (по пальцам, пожалуй, можно пересчитать киногероев, вызвавших во мне такой силы раздражение и негативные эмоции, как эта преступница; с тех пор, подозреваю, и холодно всегда воспринимаю Захарову), из-за чего расследование дела продолжил следователь Рябинин (Алексей Жарков), проводивший потом психологически изнуряющие битвы-допросы. Но как сильно мне нравился в детстве милый капитан Петельников, как ему сочувствовала и жалела, что для него все так быстро и неудачно завершилось, вспомнилось легко и ясно. Оказывается, Игорь Нефедов поразил меня еще очень давно.
В философии, кажется, есть понятие "знания без проявления/ осознания", "возникновения знания". Вышеперечисленные и некоторые другие роли Нефедова не забывались, он всегда обращал на себя внимание, даже в эпизодах. Впечатления жили где-то внутри, "проявителем" стал фильм "Охота на лис", когда все наконец сложилось в единую мозаику, и то, что всегда знала и ощущала, стало понятным, обретя завершенность.
Игорь Нефедов был щедро одарен талантом, актер редчайшей органики, всегда умевший создать впечатление "полной жизни в кадре" при тонкой эмоциональной работе, внутренняя свобода и открытость потрясающие, за которыми проглядывала ранимость. Лариса Кузнецова, однокурсница Игоря Нефедова, сыгравшая в "Пяти вечерах" Катю, девушку Славика, в интервью рассказывает, что гениальный Аркадий Райкин всегда мог, глядя на сцену, видеть актера насквозь. Мне кажется, нечто подобное порой подвластно и простым зрителям (и, конечно, не всегда это их заслуга; некоторые актеры через свою игру имеют дар рассказывать о себе больше, чем иные), потому что в игре Нефедова угадывалась душа чувствительная, порывистая, чутко настроенная на какие-то незримые многим, менее впечатлительным натурам, волны восприятия этого мира. Как, помнится, у Гончарова: "Что в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи".
Это был актер какого-то непреодолимого обаяния. С уникальным тембром голоса, сочетавшим в себе нечто трогательно беззащитное и неподдельную, нескрываемую доброту. Я не знаю, почему, но от его голоса у меня всегда сжималось сердце, и другого такого случая не помню.
Слова однокурсника и коллеги Нефедова по "Табакерке", актера Михаила Хомякова: "Я видел на арене Леонида Енгибарова. Мое от него впечатление сравнимо с впечатлением от Игоря. Когда Игорь выходил на сцену, почти весь зал улыбался". Когда я прочла это, то даже не возникло удивления, эти два артиста, действительно, и для меня перекликаются каким-то особенным задушевным, светлым своим эмоциональным миром, внутренней, глубинной природой личности.
Все думаю беспрестанно о поколении актеров, которым выпало самое сложное время - вторая половина 80-х и начало 90-х. Однокурсницей Игоря Нефедова у Табакова была Елена Майорова, тогдашний театральный актерский московский круг был узок, многие дружили, общались, в том же кругу были, конечно, и Ирина Метлицкая, и Евгений Дворжецкий. И все, такие ослепительно талантливые и молодые, все ушли до срока так страшно и трагически. В последующих курсах, набранных Табаковым, было немало талантов, это, например, Е. Миронов, С. Безруков, Е. Германова, В. Машков...все звезды, но в них уже что-то иное, словно успокоившееся; ушедшие до них жили, словно горели. Будто по чьему-то злому умыслу их судьбы приговорены были отразить время, чудовищную разрушительную силу, сломавшую столькое и стольких. Личная драма Нефедова даже до странного точно накладывается по времени на абсурдные и жестокие события в стране в 1993-м.
Из интервью Ларисы Кузнецовой: "Но, кроме студии, для меня больше ничего не существовало. Мы просто жили вместе, общались, ездили в Вологду - учитель возил нас, чтобы показать красоты русские. Жили денно и нощно вместе, потому что много занимались. Олег Павлович приводил к нам редчайших людей, образовывал нас. А нам было по 14 - 15 лет, все еще юные, без лидеров. Мне кажется, мы были серьезные, потому что прошли такой жесткий отбор и отсев, что слово «легкомыслие» к нам применить было нельзя. Просмотрели три с половиной тысячи школьников, пятьдесят человек отобрали и потом выгоняли каждый день; постоянные экзамены, сдачи этюдов, отрывков. Оставили девять человек - какое легкомыслие?". А после этого, у нее, как и у Игоря Нефедова, был яркий взлет, но дальше у обоих, у нее раньше, у него - позже, наступило затишье. Кинокарьера Кузнецовой не сложилась. О невостребованности после полученной школы: "Так нас воспитывать, так пестовать, а когда пришло время собирать урожай, - пусть пропадает. И мы так и упали - кто арбузом, кто кабачком, кто сливой, кто тыквой. А это надо на ВДНХ! Это же достижение! Вам дадут медаль! В Книгу Гиннесса запишут!".
Олег Табаков сказал в интервью, что Игорь Нефедов, кого судьба одарила столь щедро, кто многими долго считался ее баловнем из-за ярких ролей в театре и кино, и погиб-то от любви. Думается, как раз от ее недостатка, от "бойтесь равнодушных"...Недослушали, недопоняли, недолюбили. Он, как и Елена Майорова, давно играл со смертью, но не планировал ее и не готовил специально. Пока открыта хоть одна из самых важных для человека дверей, остается надежда, но когда, повторно уже, и одновременно, закрываются все...
В "Небе над Берлином" Вима Вендерса незримые ангелы иногда приближаются к людям, чтобы своим присутствием отогнать самые мрачные, несправедливые, тягостные мысли. И есть в фильме когда-то произведшая на меня неизгладимое впечатление сцена: ангел приближается к человеку, находящемуся в одном шаге от самоубийства, и обнимает его в надежде спасти, но тот все равно летит с крыши вниз, потому что порой помощь ангела приходит слишком поздно и ее уже не хватает.
Вспоминая эту преследующую сознание сцену, не могу отделаться от мысли, что ангел обнял Игоря Нефедова слишком поздно.

С Ларисой Кузнецовой. Слава и Катя. "Пять вечеров".



Гоша из "Зонтика для новобрачных".



С Дмитрием Харатьяном. "Охота на лис".



Володя Беликов в колонии.



С Александром Калягиным. "Прохиндиада, или Бег на месте".



Володя из "Наследницы по прямой" слушает, как ему читают письмо Пушкина.



С Татьяной Ковшовой и Татьяной Друбич. "Наследница по прямой".



Капитан милиции Вадим Петельников на задании. "Криминальный талант".


цитаты, тени прошлого, о кино, советское кино 1970-х, огненно и родниково, Сергей Соловьев, советское кино 1980-х

Previous post Next post
Up