Тут у меня по кабельному показывают канадский сериал "The Naked Archeologist".
Про библейскую археологию.
Очень надо сказать занимательный фильм. Наткнулся случайно, увидев прикольную фигуру, похожую на
aizenhamster'a лет через десять.
Так вот фигура эта вещала с моего российского экрана что-то про древние времена. Ну, по историческому каналу этим не удивишь. Но вот только вдруг зрезануло имя, произнесенное ведущим? "Иегошуа".
Про Святую Землю фильмов много показывают. От Индианы Джонса до истории каких-нибудь монахов. Но чтобы говорить "Иегошуа" вместо привычного нам "Иисус"? Ну, а когда он назвал имя полностью, "Иегошуа Бин Нун", я понял, что это "жжж" неспроста. Залез в И-нет, оказалось, что зовут этого молодого человека Симха Якубович. И он снял серию фильмов
The Naked Archeologist (кстати, наши пуританские телевизионщики перевели это название как "Практическая археология", гы!).
И сериал этот не то, чтобы еврейский (судя по всему снят по заказу христиан), но в части "Ветхого Завета" не вызывает ни малейших претензий.
Да, в общем, не в этом даже дело. А в том, как эти фильмы сделаны. Я, как учитель, получаю просто физическое наслаждение от мастерски подобранного материала, от остроумных ходов, ассоциаций и аргументов.
Иегошуа бин Нуна он предлагает датировать по мини-юбкам (ассоциация понятна - точно датировать артефакты можно по быстро изменяющимся параметрам - в нашем случае по моде, в случае археолога - по керамике). Красотки появляются и исчезают в кадре, нисколько не мешая серьезному разговору - об Иерихоне, о переходе через Иордан. Причем обсуждение настоящее - с разными точками зрения, с хорошей аргументацией и совсем без навязывания одной линиии, чем так часто грешат популяризаторы.
Но самый прикол был сегодня в фильме про рукописи Мертвого моря. Речь шла о том, ессеи ли написали эти рукописи. или это была библиотека беженцев из Иерусалима, разоренного римлянами.
Они вспомнили про то, что у ессеев был так силен культ чистоты, что они даже отменили первую шабатнюю трапезу, поскольку в этом случае приходится осквернять шабат посешением туалета (ах, как это по еврейски!). А так как сортир место нечистое, то они запрещали строить туалеты ближе 2000 локтей от города, да еще так, чтобы его оттуда не было видно.
А вот выходить за пределы эрува в шабат можно было только на 1000 локтей! Ну, и вуаля! - туалет был найден, молодой человек демонстративно сделал вид. что готовится пописать. Задача решена.
Красиво!
Вот только осадок остался. Какой там у нас тхум шабат?
Что-то мне подсказывает что не 1000, а все 2000. Или ессеи устрожались?