Максим Курочкин
"Рынок сверху"
Муж лежит в постели, смотрит на редко меняющуюся картинку в интернете. Рядом лежит жена - скучает, задает вопросы.
Между ответом мужа и новым вопросом жены проходит достаточно времени, чтобы из ничего родился новый вопрос. Между просто репликами проходит меньше времени.
Жена: Пульт где?
Муж: Там.
Жена: Не мешает?
Муж: Нет.
Жена: Я тише сделаю.
Муж: Не надо. Я все равно в наушниках.
Жена: Что ты смотришь?
Муж: Рыночную площадь в городе Тарнов.
Жена: Это интересно?
Муж: Нет.
Жена: А зачем ты смотришь?
Муж: Долго объяснять.
Жена: Я в аптеку пойду.
Муж: Я схожу.
Жена: Надо мазь поменять. Я специально спросила, есть противопоказания или нет.
Муж: Я схожу.
Жена: Зачем она мне сказала, что нет? Не стану же я читать инструкцию прямо там.
Муж: Я схожу.
Жена: Я сама схожу.
Муж: Ты будешь с ними ругаться.
Жена: Ты не тех защищаешь.
Муж: Я схожу. Лекарства не меняют.
Жена: А зачем она сказала? Я специально спросила, есть противопоказания или нет.
Муж: Я схожу.
Жена: Я не хочу, чтобы ты покупал.
Муж: Хорошо.
Жена: Они тебе не поменяют.
Муж: Ладно.
Жена: Что ты смотришь?
Муж: Рыночная площадь. В городе Тарнов.
Жена: Ты там был?
Муж: Нет.
Жена: Это Румыния?
Муж: Нет.
Жена: Там кто?
Муж: Люди знакомые.
Жена: Они на площади?
Муж: Нет. Сейчас вообще никого на площади нет.
Жена: Это WEB-камера?
Муж: Да.
Жена: Ты думаешь?
Муж: Нет.
Жена: А что ты делаешь?
Муж: Компенсирую. Это наверное психологический процесс. Ты знаешь, я настороженно к слово "психология" отношусь, оно изжило себя. Но язык - это искусство возможного. С точки зрения языка за словом "психология" что-то есть, какая-то реальность скрывается... Что-то про мозг, про человека оно говорит. По крайней мере, другого более точного слова нет. Поэтому я его использовал. Но, вообще, я только сейчас подумал: можно и не через психологию описывать. А через чувство вины, например. Даже лучше через чувство вины. Просто мне слишком все просто через чувство вины описывать, я почти как католик, только неверующий, мне очень комфортно, что я виноват всегда, потому что это лучше, чем когда другие виноваты... Но я уже во все эти "виноват - не виноват" так заигрался, что уже дальше в том же духе продолжать - это преступление будет перед хорошим вкусом, и вообще. Поэтому лучше я не через вину все-таки... Потому что я уже запрещаю себе быть виноватым. Чисто ради эстетики. А через компенсацию расскажу: есть люди. Я должен быть с ними, сейчас, в этом городе. Но я не могу быть по разным причинам, и они меня поняли, и в этом нет такого смысла, что они меня не поняли. Какие-то чистые отношения. Потому что люди чистые, какие-то просто, даже не поверишь, какие хорошие. И то, что я не с ними, оно никак не отразится, ни на чем... Но просто нет меня с ними. Но они сказали, что им важно, чтобы я был с ними. Когда они уже знали, что я не с ними, они сказали, что все равно хотят, чтобы я был с ними. Присутствовал хотя бы, как могу, по интернету. Поэтому я смотрю эту площадь, хотя тут мало что происходит, днем происходило, и вечером люди собирались - какое-то представление было - мне не видно, мне только зрителей было видно. А сейчас снова ничего не происходит, и фонарь прямо в камеру, и ратуша эта странная - кубик немножко. Мне очень польское слово нравится "Кубицки". Я не знаю, это кубик означает или что-то другое. Так бар в Гданьске назывался. Но это не Гданьск. Это Тарнов. Я о нем ничего не знаю вообще. Кроме этих людей. Но я их знаю, а они Тарнов знают. И они очень важные в моей жизни люди, потому что нас мало что связывает, а с городом этим меня вообще ничего не связывает. Но просто я их знаю, и они меня знают. И я хочу быть с ними, но если я просто скажу: "Я с вами", это будет неправда. А если я буду долго смотреть в эту площадь, а потом скажу: "Я с вами", это будет правда. Хотя слова будут те же: "Я с вами". Но я хотя бы для себя компенсирую то, что я не с ними там. Как-то так.
Жена: Ты давно смотришь.
Муж: Давно.
Жена: С утра.
Муж: 24 часа надо.
Жена: Легче поехать было.
Муж: Да нет. Уже интересно даже. Вот тут, видишь, зонтики. Только закрытые сейчас. А тут написано что-то. А вот прошел кто-то. Все, нет его.
Жена: А что ты с людьми в этом городе делать собирался?
Муж: Пить. Они поляки. Католики все почти.
Жена: Понятно.
Муж: Они хорошие очень. А Тарнов, наверное, тоже, раз они там. Но просто так мало в интернете написано... Гостиницы, старый город, промышленность - все, как везде.
Жена: А почему ты не поехал?
Муж: Работа.
Жена: Так ты все равно сейчас не работаешь, а смотришь.
Муж: В этом и смысл.
Жена: Я поняла.
Муж: Не думаю.
Жена: Зря. Можно, конечно, обидеться на то, что ты думаешь, что я не поняла. Но это контрпродуктивно. Даже не хочу тратить время на разоблачение твоих остаточных гендерных предрассудков. То, что ты смотришь WEB-трансляцию, вместо того, чтобы работать... За этим стоит не очень сложный процесс... И я даже бы не ходила в сторону вины. Тут срабатывает, скорее, подавленное тяготение к самурайской этике. Я же заметила, ты непроизвольно пытаешься подсадить меня на Куросаву и фильмы режиссеров его круга. Видишь, что мне это не очень интересно. Но настойчиво пытаешься заставить меня полюдить эти фильмы. Ты не думай, я признаю величие Куросавы как режиссера и даже мыслителя, и, не побоюсь этого слова, европейского мыслителя, потому что Шекспира в нем больше, чем Басё, и это прекрасно, но все-таки мне ближе более непосредственные художники... Но мое несовпадение с поведью мастера (а Куросава, безусловно, великий моралист и проповедник) не означает, что я смотрела его фильмы невнимательно. Ключ к твоему поведению - эпизод из фильма "Тень воина". Ты знаешь, какой эпизод я имею в виду. Ты пытаешься выразить свое уважение к неким людям. И делаешь что-то бессмысленное и вредное для тебя же самого. Потому что только через бессмысленное и возможно проявить уважение. Скажем шире: только через бессмысленное и возможно выразить отношение. Созерцание рыночной площади города Тарнов не имееть ничего общего с медитацией. Это этическое упражнение. С элементами мазохизма и военной тактики.
Муж: Про тактику не уверен, что понял.
Жена: Ты должен быть в некоем городе с некими людьми. По объективным причинам это невозможно. То есть ты находишься в заведомо проигрышной позиции, ты уже проиграл битву, если честно проанализировать расстановку сил до ее начала. Ты не узнаешь, как пахнут стены его домов, шеи его девушек, стулья его театров. Ты проиграл, очевидно. Но ты не способен признавать очевидное, в тебе подавлено чувство реальности. Поэтому ты вступаешь в борьбу, применяя единственное правило военной тактики, которое хорошо усвоил: добиваться максимального превосходства сил в месте основного удара. Поясню, что я имею в виду. Люди, с которыми ты должен пить, приехали в Тарнов из других городов. Это означает, что их пьянство не будет носить характер рутинный. Это будет созерцательное и вместе с тем карнавальное пьянство. Город будет как бы равноправным участником, собутыльником. А вместе с тем и духовной причиной этого процесса, и его целью. Узнать о городе больше - вот скрытая пружина пьянки, которой ты лишен. Парадокс в том, что знания о Тарнове, которые получат твои друзья, будут слишком... общими. Велик шанс, что за Тарновым они не заметят Тарнов. Слишком многообразны их впечатления, слишком широк круг их общения, слишком рассеяно их внимание. Слишком разумны их способы узнать о городе больше, слишком безопасны эти способы. Никто не будет делать что-то с этим городом 24 часа подряд. Никто, кроме тебя, ради Тарнова не просрал работу, ради которой ты просрал Тарнов. Значит, никто не поймет его глубже. Я правильно объяснила?
Муж: Абсолютно.
Жена: Про мазохизм тоже объяснить?
Муж: Нет, и так понятно.