Мигель Гомес Лоса, правая рука Анаклето Гонсалеса. Они родились в один год и в одном регионе, избрали одну професию, боролись за одни идеалы и умерли за одно дело; не будучи близнецами по крови, они сделались братьями по духу.
Мигель появился на свет 11 августа 1888 г., младший сын из двоих. Отец умер, когда мальчики были еще маленькими, и мама растила их одна. В испаноязычных странах, как известно, первую фамилию человек наследует от отца, а вторую - от матери; так что изначально мальчики вообще-то проходили по документам как Лоса Гомес. Став взрослыми, однако, Элиас и Мигель изменили порядок фамилий, желая подчеркнуть роль матери в своей жизни. Элиас стал священником; Мигель тоже (в точности как Анаклето Гонсалес, с которым он как раз тогда и подружился) пробовал поступить в семинарию, но потом, однако, нашел свое призвание в миру, и сделался адвокатом. В 1922 Мигель женился; невесту, его первую и единственную любовь, звали истинно мексиканским именем Мария Гваделупе. Венчал их никто иной как о. Элиас Гомес Лоса. Одна за другой в семье родились три девочки - Мария де Хесус, Мария Гваделупе и Мария Росарио; мечта о сыне осталась неосуществленной.
Первый раз Мигель попал в тюрьму (на неделю) за то, что срывал антиклерикальные плакаты на улицах. За этим арестом последуют на протяжении его жизни еще пятьдесят девять (!).
Говорили, что в лице Анаклето и Мигеля на защиту веры поднялись два персонифицированных качества души: первый олицетворял собою разум, второй - волю. Эти двое дополняли друг друга как по принятым на себя задачам, так по характеру и темпераменту. Обоих их в 1924 году Папа наградил орденом Pro Ecclesia et Pontifice.
После гибели Анаклето 1 апреля 1927 г. Мигеля избирают его преемником - гражданским вождем восстания. Планирование военных операций в его обязанности не входило, а вот организация возможно более торжесвенного празднования Дня Христа-Царя - как раз да...
Двадцать первого марта следующего, 1928 года, Мигель Гомес Лоса был схвачен и расстрелян на месте. Народное почитание его как мученика началось сразу же после гибели.
О.Элиас, его брат, также не дожил до конца кристеровской войны.
В прошедшее воскресенье в Мескике Мигель Гомес Лоса был торжественно провозглашен блаженым в числе тех самых восьми "сотоварищей Анаклето Гонсалеса Флореса", которые в папском декрете по именам не названы.