Современное развитие технологий выявило две тенденции: с каждым годом человек тратит все больше времени на развлечения, которые в свою очередь становятся все изощреннее. (Аплодисменты)
Не секрет что MMOrpg игры постепенно захватывают вершину трофической цепи развлечений, поглотив в себя интересные сюжеты из книг, впечатляющий видеоряд из фильмов, анонимность свободы общения из интернета, интерактивность от компьютерных игр, деловой азарт из бизнеса. Уже сейчас эти игры представляют собою маленькие вселенные, в которые игроки выпадают из реального мира порою на целые недели. Ясно, что вершиной развития таких игр является виртуальный мир, подобный тому который был продемонстрирован в фильме Матрица. Однако сценарий, когда людей в матрицу загонит желание развлечься более вероятен, нежели сюжет, предложенный киносагой, ведь это в природе человека: добровольно прийти туда, куда не последуешь под принуждением. (Аплодисменты, академический смех в зале)
Есть основания предполагать, что однажды выпущенного джина построения виртуальных вселенных невозможно будет загнать обратно в лампу, которую человечество усердно трет последнее десятилетие. (Шум в зале) По мере того как все креативные аспекты действительности будут уходить в виртуальные свои проявления (что неизбежно) реальность будет тускнеть, являясь уделом тех кого не «допустили» в бурную жизнь вымышленных вселенных. Экономика расслоиться и обменный курс реальных и виртуальных денег будет отражать соотношение между мирами. С веками в человечестве вызреет презрение к физическому, ведь реальное тело может очень сильно отставать от канонов виртуальной моды. Подстраивающийся под новые реалии естественный отбор изуродует тело, только усугубив эту тенденцию. Упоминание физического станет моветоном, допустимым лишь в опустившемся сообществе, верхом благополучия станет жизнь без знания о реальности.
Со временем будет освоен основной ресурс космоса - пространство. Огромные фабрики миров с замкнутым циклом метаболизма и запасами энергии и пространства на несколько миллионов поколений будут покидать орбиту Солнца, дрейфуя меж звезд, периодически пополняя от них свои запасы. Продуманная политика обслуживания оборудования, строго регламентированная процедура обмена биологическим материалом, позволят такой фабрике исправно функционировать миллиарды лет.
В свете такого прогноза интересным является вопрос: А наш мир - симуляция?
Статистика.
Даже поверхностное изучение разумного сообщества, способного к накоплению предыдущего опыта указывает на неизбежность возникновения в нем искусственной реальности, скорее всего даже не одной. Таким образом, одна первичная реальность распадается на несколько вторичных, каждая из которых имеет свою тенденцию к распаду. Следовательно, сколько бы первичных миров не существовало бы, вторичных будет значительно больше. Значит статистически вероятность того, что некая конкретная реальность (наша) является первичной близка к нулю.
Философия.
Философское исследование нашего мира неизбежно ведет к противоречиям, наглядно, но старомодно препарированным антиномиями Канта. Можно сколько угодно рассматривать ошибки старого немца в новых учебниках, но внятного ответа на его загадки так никто и не дал. Наличие истинных чудес света, таких как: край вселенной и начало времен, причинная связь и первопричина указывают на несовершенство построения нашего мира. Есть смутное подозрение, что чем ближе реальность к первичной, тем ближе ее философия к физике. Следовательно, философия нашего мира указывает на его искусственную суть.
Физика.
Весь технологический опыт человечества опирается на принцип локализации систем. Обслуживание комплекса, в котором все системы локализованы по функциям и по возможному влиянию на работу всего комплекса оказывается на несколько порядков более простой задачей, чем обеспечение работы группы элементов постоянно и немедленно влияющих на работу всего в целом. Даже когда работы проводятся в однородных средах, их в любом случае разбивают на отдельно обрабатываемые части. Невозможность немедленного взаимодействия, ограниченного скоростью света является одним из возможных способов локализации воздействий. Таким образом, наличие технологического аспекта в физике нашей вселенной также указывает на ее искусственную суть.
Масса потенциальных барьеров препятствует распространению человечества. Легко заметить как много факторов заставляют общество концентрироваться и как мало существует стимулов к расползанию разума как по планете так и вне ее. Локализация субъектов - лучший способ снизить накладные расходы на поддержание виртуального окружения и превосходный способ стимуляции общения, что также важно в задаче формирования общего контекста существования разума (культуры).
Математика глубоко проникла в современную физику, порой невозможно понять, где математическая спекуляция, а где оперирование физическими понятиями. Если тяжело найти разницу между манипуляцией абстракциями и расчетом физических величин, то возможно физика нашего мира тоже абстракция? Стройность физики может указывать на ее искусственный характер. Субъекты же первичного мира должны совсем не видеть разницы между физикой и математикой.
Если принять гипотезу искусственности нашей вселенной, как истинную с практической точки зрения, то можно построить новую методологию исследования нашего мира. Если эта методика будет давать практические результаты, то это будет отличным фундаментом для дальнейших построений как онтологических так теологических и моральных.
Итак, наш мир - симуляция, какие критерии будут применены к нему со стороны его создателей? Сейчас отбросим телеологию миротворчества и вместо ответа на вопрос "Зачем?" попытаемся понять "Как?"
Естественно, что создание искусственных вселенных - ресурсоемкий процесс, поэтому разумно предположить, что творцы пытаются сократить издержки по построению нового мира. С этой точки зрение миротворчество можно рассматривать как некий невероятно сложный производственный проект. Любой проект это круговорот целей, ресурсов и рисков, на сегодняшний день оптимальной моделью этого движения является цикл Демминга: планирование-реализация-анализ результатов и так далее. Наблюдая результат, полученный после десятка циклов порою тяжело представить из какого гадкого утенка вырос этот конкретный прекрасный лебедь (как не плох Windows XP, но Windows 3.11 был просто кошмарен, налицо прогресс всего трех итераций). Наш мир стал таким, каким мы его видим, после миллионов итераций, поэтому нам тяжело судить, что было основой, с чего все начиналось.
Чтобы пройти ретроспективу, нужно понять по какому пути шел прогресс.
Существует три столпа снижения издержек (и рисков): локализация, декомпозиция, унификация. То есть, чтобы не делалось, оно должно иметь границы, расчленяться на части, среди которых должно быть много одинаковых.
- Наше общество, несомненно, ограничено (пространством, временем, доступной энергией, и т.д.), легко декомпозируется (вплоть до индивидуума) и состоит из условно идентичных частей.
- Человек ограничен, состоит из частей тела сложенных из идентичных клеток.
- Клетка ограничена, разделяется на ядро, органеллы и другие части, в основном состоит из набора одинаковых белков, углеводов и нуклидов.
- Белок сложен из нескольких сотен (тысяч) одинаковых аминокислот, состоящих из одинаковых атомов.
Декомпозицию можно продолжать вплоть до переднего края современной науки, но важен принцип: ограничь, расчлени, унифицируй. Занятно, что этот принцип одинаково хорошо подходит для физических законов, эволюции природы и ИТ-проектов, вроде как ни о чем не говорящий факт, но заставляет задуматься.
Про этап "ограничь" было уже много сказано, остается осветить еще один аспект. Если в виртуальном мире будут использованы отсылки к реальному миру, то это неизбежно ведет к "дуализму" в ответе на некоторые вопросы, что "перегружает" информационную модель и нарушает принцип унификации подхода, как следствие растут риски и издержки. Следовательно, оптимальным решением будут "замкнутые миры" с "выходом" на родительские вселенные только в граничных точках, которые невозможно скрыть (вспомним антиномии).
Если задуматься, то вся Вселенная, лежащая перед нами за пределами Земли, весьма однообразна как информационная модель и практически не оказывает влияния на жизнь нашего общества. Это наглядный пример эффективного использования ресурсов, когда минимумом средств "залатана" самая крупная дыра.
Замкнутость Вселенной ведет к замкнутости субъектов ее населяющих, к тому же несомненно, что первая существует исключительно ради вторых. Каким бы одаренным не был субъект, но его восприятие и память ограничены. Даже ведя активный образ жизни и вооружившись самыми мощными телескопами мы сможем охватить своими сенсорами ограниченный ломоть Вселенной. Если область восприятий всех людей сложить вместе, то мы получим ту область мира, которая так или иначе влияет на нас, а поскольку наше число конечно, как и наше восприятие, то практически воспринимаемая нами область пространства ограничена. Люди всегда думали о границе вселенной, полагая ее невозможной или бесконечно далекой, а она пролегает сравнительно рядом, там, где обрывается наш взор, куда не дотягиваются наши рецепторы, пусть даже вооруженные чувствительными сенсорами. С точки зрения экономии ресурсов творцам нет смысла создавать, то, что не влияет на жизнь виртуалов (жителей симуляции), поэтому пространство конечно, но может быть расширено по мере нашего продвижения, что с практической точки зрения можно рассматривать как бесконечность.
Здесь мы подобрались к понятию практическая бесконечность - некая конечная динамическая величина, не достижимая в реальном опыте.
Следующий способ сэкономить - ограничение возможностей памяти субъектов. Нас окружает огромное количество подробностей, ускользающих из нашей памяти быстрее, чем вода из сита. Выйдите на улицу, взгляните на асфальт под ногами (булыжная мостовая, гравий, трава, просто земля тоже сгодятся) вы видите сложный рисунок текстуры поверхности, встаньте на метр в сторону взгляните еще раз, рисунок сильно изменился? А что конкретно изменилось? Зачастую ответить на данный вопрос довольно сложно, все потому, что наша память запомнила фрагмент асфальта как "фрагмент асфальта", а не как набор нескольких тысяч камешков гравия скрепленных смолою. Можно уверенно сказать, что детальное доказательное изучение отличий наших фрагментов (хотя бы на уровне подсчета камешков в каждом из них) занятие требующее много времени, и полную концентрацию на проблеме (важность данного факта будет понятна позднее).
Несложно догадаться что корни подобных трудностей лежат в ограниченности возможностей нашей "физической памяти". Здесь мы ведем новый термин: эмпирическая память - память субъекта о физических объектах окружаемого мира, воздействовавших с органами чувств нашего субъекта. Для творцов эта память имеет большое значение в аспекте экономии ресурсов. Очевидно, что для поддержания иллюзии реальности, текущее восприятие не должно противоречить эмпирической памяти. С другой стороны все, что не входит в совокупность эмпирических воспоминаний можно не хранить в контексте Вселенной, существенно экономя ресурсы, необходимые для описания окружения виртов. Если принять во внимание, что упомянутые ресурсы ограничены, то становиться очевидным, что при росте количества субъектов, объем эмпирической памяти каждого из них снижается. Данное уменьшение памяти может происходить не линейно, а более полого в случае высокой концентрации популяции виртов. Ведь память многих из нас в подавляющей части пересекается с воспоминаниями других людей, именно это пересечение и создает иллюзию независимости реального мира от личных воспоминаний. Вспомним, как мы помним: в нашей памяти оседают лишь факты значимые для нас и то в достаточно общей форме, допускающей массу модификаций в деталях. Как итог прошлое человечества с течением приобретает вероятностную форму - невозможно говорить об абсолютной достоверности какого-нибудь исторического факта, можно лишь оценить вероятность его существования в историческом контексте.
Рассмотрим подробнее субъекта нашего мира в том виде, в котором мы привыкли его видеть, в виде человека. Очевидно, что в человеке как целокупной системе можно выделить на следующие составляющие: тело, память и сознание. Проведя внутренний эксперимент каждый из нас может удостовериться в существовании сознания (того что мы называем "Я" или душа, дать точное определение сознания еще рано, это предмет последующего изучения). В наличии тела также легко убедиться из собственного опыта, здесь мы также ограничимся лишь фактом легкости обнаружения данного факта.
Сейчас наша цель - память. Ограниченное динамическое множество информации с возможностью ее выборки субъектом.
В своей нормальной деятельности сознание взаимодействует только с объектами памяти. Так зрение сначала формирует запись образа в нашей памяти, после чего видимое становиться осмысленным. Точно так же наши сознательные желания записываются в память, после чего исполняются телом. Память может быть долгой или кратковременной это зависит от множества факторов, но основным из них является контекстность - степень влияния хранимой информации на текущее состояние. Можно много раз подворачивать ногу, но если в результате неуклюжего шага вы приобрели нового друга, подругу или хромоту, то именно этот шаг вы запомните надолго, потому что он влияет на ваше состояние и сейчас, формируя контекст вашего существования. Обратный вывод тоже верен: если вы помните какой-то факт - значит он важен для текущей жизни, независимо от того, осознаете вы это или нет. Однако существуют ограничения памяти, из-за которых мы часто забываем важные для нас вещи. Память тесно связана с телом, ведь тело это часть эмпирического мира прямо связанная с памятью, при этом границы тела определяются силой этой связи. Меч воина благодаря годам тренировок может составлять единое целое с телом, здесь определяющим фактором является автоматизм, с которым воин владеет своим оружием.
Подделка памяти.
… … …
(Доклад прерван по указанию №455404569856056-0560 Управления Высших Сфер)