Из рабов - в султаны: откуда в каирской мечети султана Бейбарса (1268) казахские мотивы?

Aug 31, 2018 12:23


Откуда в каирской мечети султана Бейбарса (1268) казахские мотивы?  Ответы в рубрике «ближневосточная архитектура по пятницам»

Зимой 1268 года, в разгаре военных кампаний против крестоносцев и монголов, великий султан Аль-Малик Аз-Захир Аль-Фатих Рукн ад-Дин Бейбарс аль-Бундукдари присутствовал на открытии большой мечети в северной части Каира, вдалеке от старого, фатимидского города. Это была первая мечеть, созданная мамлюкскими династиями, которым суждено будет править Египтом вплоть до 1517 года, и первая пятничная мечеть, построенная в городе за несколько сотен лет. За годы своего правления Бейбарс украсил Каир и другие города своего султана прекрасными зданиями - среди них была и общественная библиотека, и бессчетные сабили (фонтаны), и маристаны-больницы. Теперь дошла очередь и до грандиозной мечети,которую прекрасно описал в своем сочинении «Хитат» арабский средневековый историк Аль-Макризи. Но сначала стоит познакомиться с самим султаном, пожертвовавшим на строительство этой мечети свою личную землю, где, по свидетельству летописцев, он любил играть в поло.





Считается, что Бейбарс появился на свет в степях Дашт э-Кипчак - Половецкой Степи (современный Казахстан) и принадлежал к одному из местных племен. Мальчику еще не было и 15 когда его похитили и продали в рабство. Уже тогда кипчаки считались отличными воинами, а Египте начал зарождаться институт мамлюков - мальчиков-рабов из Северного Кавказа или Половецкой Степи, которых обращали в ислам и готовили к военному делу. Маленький Бейбарс был тощ и неказист, на одном глазу у него было бельмо (по другим сведениям его глаза были разного цвета), и богатый египтянин, проживавший в Алеппо купил его за 1 дирхам - стоимость петуха. Однако, мальчик оказался способным к военному делу, и вскоре попал во дворец последнего султана аюбидской династии, при котором и возвысился над многими своими соплеменниками. В исторической битве при Эйн-Джаалут в 1260 году Бейбарс уже командовал египетской армией под началом мамлюкского султана Кутуза и сыграл решающую роль в разгроме монголов, угрожающих и западной и восточной цивилизациям.

Вскоре он возглавил заговор, жертвой которого пал Кутуз - тоже соплеменник, кипчак, и был избран своими соратниками на должность султана. Все годы у власти Бейбарс воевал с монголами, а также с крестоносцами, которые на тот момент присягнули Золотой Орде на верность и являлись союзниками злейших врагов Бейбарса. Одна за другой пали крепости - Яффо, Триполи, Антакия (Антиохия). Бейбарс прослыл величайшим полководцем тех временем и защитником мусульманской веры. Он чеканил грозного барса - свой символ- на монетах и памятниках, но не забывал и о своих степных корнях - разговаривал на родном языке, пил кумыс, выписал из Дашт э-Кипчак своих близких.

Происхождение Бейбарса нашло отражение и в архитектурных памятниках его времени. Так например, в его соборной мечети (Аз-Захир Бейбарс) казахские исследователи обнаружили типичные для тех краев орнаменты, где животные, которые не водятся в Египте, образуют причудливые переплетения. Также, была обнаружена и эмблема, которая напоминает ту, что красуется и в знаменитом мавзолее Айши-биби (неподалеку от города Тараз, в Казахстане).



Кроме казахских мотивов, в мечети Бейбарса также используется «аблак» - новый для тех времен архитектурный прием. Речь идет о кладке двухцветных камней, белых и черных или белых и красных. Позже «аблак» станет одним из наиболее типичным признаком мамлюкской архитектуры.



Мраморные колонны для новой мечети собирали по приказу Бейбарса по всему Египту, ее интерьер был украшен изящной резьбой по стукко, с потолка свисали инкрустированные драгоценными коврами лампы, шаги посетителей тонули в мягких коврах, привезенных из Хорезма.

Но время не пожалело мечеть могущественного султана. Купол, возвышавшийся на михрабом был разрушен, как и большинство мраморных колонн. Мечеть пришла в упадок. В 2010 году задачу по реставрации мечети взял на себя… Казахстан, где гордятся и почитают своего знаменитого соплеменника, проделавшего путь из далеких степей через невольничий рынок и до самого блестящего в те времена трона. Работы по реставрации были закончены в 2016 году. Мечеть Бейбарса является одним из обязательных объектов для посещения казахскими туристами, казахские авторы посвятили этой выдающейся личности несколько книг и кинокартин.



Бейбарс умер в 1277 году, выпив отравленного кумыса, однако в народе его помнили еще долго, слагали о нем мифы и легенды. Мамлюки - бывшие рабы из казахских степей и Северного Кавказа- правили Египтом еще свыше 200 лет. На смену им пришли турки-османы, которые, по счастью, не прикоснулись к мамлюкским произведениям искусства- бессчетным дворцам, фонтанам, мечетям и мавзолеям. Сегодня они рассеяны по разным каирским районам - от исторической улицы Аль-Муизз в Старом Каире, до гигантского некрополя в «Городе мертвых», где современные египтяне живут на могилах и в мавзолеях великих султанов прошлого.

Ксения Светлова

Хотите еще ближневосточных новостей политики, культуры и обзоров - подписывайтесь на «Восточный синдром» мою страничку в Телеграме

https://t.me/vostochnysyndrome



Египет, исламская архитектура, Ближний Восток, восточный синдром, мамлюки, Каир

Previous post Next post
Up