Это просто удивительно - ведь я не запоминаю имена и фамилии, не говоря уже про отчество. А тут вспомнил как звали завуча школы в которой я занимался. Если честно, я не уверен какой предмет он преподавал, помню что он был такой большой и очень строгий. Помню, как в очередной раз он перегородил мне дорогу в школу и заставил пойти в парикмахерскую. Пытаюсь вспомнить его лицо, но ничего не получается. Передо мной его тёмный пиджак, в который я чуть ли не упёрся носом, не просто человек, а какая-то стена, которую нельзя обойти. Я был в шестом или седьмом классе и тогда мы не знали и не умели пререкаться с пед-составом. В тот день он три раза отправлял меня в парикмахерскую. Девочка, которая меня стригла лишь разводила руками - что ещё стричь?- спрашивала она. На третий раз вмешалась заведующая. "Думаю завучу мешает не длина волос, а то что волос зачёсан назад",- сказала она.
Ну, да! Как я сам до этого не допёр? На первом этаже школы, перед первым пролётом ведущим на второй этаж, висели примеры правильных стрижек девочек и мальчиков. У девочек были косички, а у мальчиков проборы с левой стороны и ни одной причёски с зачёсанными волосами назад. Я не вписывался в схему. И не важно, что Ефим Харитонович тоже был евреем - мне это не помогло.
На этот раз меня не стригли, а просто зачесали волос с пробором на левой стороне. Ефим Харитонович придирчиво осмотрел причёску и допустил меня к урокам.
Из всей этой истории меня злило не то, что он настоял на том, чтобы я сменил стрижку на стандартную, а то что я поддался его требованию и не настоял на своём. Похожая история была на военной кафедре в институте. Только уже не со мной - я зачёсывал с левой стороны и подстригался коротко, как требовал Ефим Харитонович. Но пять человек с другого факультета, в протест на очередное требование подстричься коротко, договорились между собой и пришли все пятеро совершенно лысыми. На военной кафедре им объявили выговор - мол, со стороны можно подумать, что студенты только освободились из тюрьмы. Они же будущие офицеры и должны ходить не лысые, а коротко подстриженные с пробором на левой стороне. А лысых вообще нет на фотографиях развешанных по стенам кафедры для наглядного примера.
Нет, я не сержусь на Ефима Харитоновича. Я даже не исключаю, что он отправляли меня менять причёску лишь за тем, чтобы я плавно въехал в реалии общества и начал подготавливать себя к будущему в этом обществе. Но уже тогда я понял, что поскольку я не могу и не хочу бороться за глобальные перемены и не способен мимикрировать, то должен сменить само общество на более толерантное и человекоподобное.
Сейчас, хоть и стало у меня волос меньше, но зато теперь они зачёсаны назад и фотографии с примерами правильных причёсок остались в другой жизни по которой я никогда не скучал.
На фото пример причёски с пробором, но который бы меня всё равно не спас.