Aug 26, 2012 19:55
Давно думаю про удаленную идентификацию потенциальных клиентов. Казалось бы, Интернет объединил всех - можно спокойно передать данные, общаться и т.п. с любой точкой мира, где Он есть. Но вот юридически значимое действие, например, подписать документ, удаленно совершить практически невозможно. Так, чтобы можно было доказать, что именно Вася Пупкин это сделал, а не его брат/дед/бабушка. Я вот сам по чужому паспорту себе билайновский номер сделал - пришлось, причем, на бабушку супруги - не хотели с моей военной пропиской при части (ни дома, ни улицы) по моему паспорту договор заключать. А на бабушку сделали. Нет в стране электронной подписи. Знакомые нотариусы как-то между собой обсуждали электронную подпись - их стараются приобщить к IT-технологиям, но их логика железнее всей информатизации: ну как может удаленно человек подписать документ, например, завещание - вдруг в это время ему пистолет к голове приставлен или человек во время подписи невменяемый и т.п. А так, он придет к нам (нотариусам), мы на него посмотрим, побеседуем, справку из психбольницы (у пожилых особенно - при мне неоднократно стариков туда посылали, конечно же в рамках закона) запросим... У меня есть много электронных подписей - но они, во-первых, дорогие, во-вторых, они узконаправленные (например, обмен документами с одной налоговой). Так что все это не то.
И вот, наконец, нашел вроде бы решение. Точнее, взял у Яндекс.Денег. Для снятия ограничения по сумме транзакции (более 15000 руб.), ЯД просит клиента пройти идентификацию, причем нашел множество способов:
1) приехать в офис
2) приехать сначала к нотариусу, потом заверенную копию паспорта направить почтой в офис
3) направить перевод системой CONTACT
4) через бюро кредитных историй
есть еще способы, но они совсем не применимы и узконаправленные (например, для держателей карт банка ОТКРЫТИЕ)
Молодцы, Яндекс. А вот что я бы применил в целях идентификации по 115-ФЗ:
- первые два пункта (офис и нотариус)
- послать себе на счет в систему идентификационный перевод КиберДеньги через Почту России. Например, 100 руб., которые зачислятся на твой же счет. Аналог применения партнера ЯД системы CONTACT, только там дороже и не во всех населенных пунктах система есть (а почта есть везде). При этом с Почтой России даже договорных отношений не нужно, ну если быть совсем клиентоориентированной компанией - можно с почтой договориться скидку делать клиентам (за наш счет), хотя, скидка с затрат клиента в 25 рублей - больше возни, чем смысла. Естественно, при оформлении перевода, какая-нибудь тетя Маша из Тыгдыма проверит у посетителя паспорт, то есть всю работу по идентификации сделает она.
Таким образом, можно охватить всю Россию:
1. Клиент регистрируется на сайте, распечатывет пакет документов, подписывает их и направляет почтой в ближайший офис (он также может попросить направить ему агента (в зоне покрытия агентской сетью) или выслать ему документы почтой (не у всех есть принтеры и возможность распечатать));
2. Полученный пакет документов подписывается, экземпляры направляются заказным письмом клиенту вместе с сеансовыми ключами для доступа на сайт и совершения там любых операций: ввод/вывод денег, голосование пайщика, подача любых других заявлений;
3. Клиент, получая подписанный комплект, идет на почту и переводит идентификационный платеж (он же может являться обязательным и вступительным взносом и т.п.)
Идентификация завершена. Мошенники отсеяны. Да и мошенничеству есть место, когда деньги получают, а не отдают. Вряд ли кто будет мутить, чтобы отдать (дать займ), например, тысячу - другую рублей...
PS. Пока писал статью пришла немного сумасшедшая идея: а что если с Почтой России договориться и вместо отправки первого экземпляра документов (агентом, почтой), клиент получит его от своего почтальона на следующий день. Так, согласно договора, сформированный в электронном виде пакет документов попадает на какой-либо адрес электронной почты Почты России, откуда автоматом пересылается на электронный адрес отделения, ближайшего к клиенту (очень легко определяется по индексу, который можно указывать в теме письма) - там сотрудники его распечатывают и доставляют (конечно же с конвертом для обратной отправки с указанием нашего адреса и оплаченного нашей компанией) клиенту. А далее по описанной схеме. Все ооооочень просто. И агенты не нужны. Не понятно, насколько готова к этому Почта России, судя по моему отделению (в доме), у них принтера нет... Почте России новый продукт сейчас придумал. А то торгуют всякими носками и сигаретами...
йчас