В ожидании ухода льдов.

Feb 23, 2016 11:32

Заканчивается зима, а это значит, что скоро реки России освободятся ото льдов и за работу вновь примутся вечные труженики - круизные суда с бортов которых мы можем вдоволь налюбоваться красотами нашего лета.
На экскурсии организованной компанией Мостурфлот мы понаблюдали за зимней спячкой пассажирских судов и узнали много интересного и необычного.




Когда лёд становится, то он как бы выталкивает судно на поверхность, а следовательно стоящие на зимнем льду суда имеют несколько необычный вид, который, например, сложно увидеть летом.

Со многих судов на зиму снимаются буквы названия лайнера. Делают это для большей сохранности букв, а сама по себе процедура снятия и установки букв это целая традиция. На каждом судне есть матрос, который головой отвечает за сохранность букв и за их надлежащее внешнее состояние.

Из-за того, что лёд слегка приподнимает судно, становятся видны некоторые технологические отверстия по которым, например, забортная вода попадает внутрь корпуса судна и охлаждает двигатель. На зиму все отверстия забиваются брусками. Это делается для того, чтобы когда лёд сойдёт, в эти места не хлынула вода, ведь неизвестно в каком состоянии находятся трубы судна после зимовки. А уже после проверки и осмотра судна, когда команда убедится, что всё в порядке, эти бруски можно будет вытаскивать.




Каждую весну перед открытием навигации сюда приезжают "врачи" на диспансеризацию корабликов. Это сотрудники инспекций, которые начинают мерить корпус судна, осматривать все приборы. Они ищут слабые места в конструкции судна. Чем больше они намерят несоответствий тем зарплата у них выше, так что они очень стараются. Но благодаря таким проверкам достигается очень высокая безопасность пассажиров судна, ведь пока команда и рабочие не устранят выявленные недостатки, разрешение на навигацию судно не получит.

Если за судном следить, ухаживать, вовремя ремонтировать, то его ресурс, практически, вечный - длиннее среднестатистической человеческой жизни.

Зимой члены команды круизных судов уходят в отпуск. В целом, работа складывается так: полгода лежишь дома, полгода дом не видишь.
Так что, чтобы всю зиму не сидеть на шее у жены, речники подыскивают себе какую-нибудь временную работу. Работу искать приходится нелегко - не все работодатели хотят принять к себе в организацию матроса, да который ещё и убежит через полгода работы. Так что приходится крутиться.
Но летом всё иначе! 24 часа в сутки на судне. Если речнику повезло жить даже где-то в городе на Волге, то считается большой удачей выкроить пару часов, чтобы добежать до дома и проверить свою жену - не нашла ли она мужу-речнику замену на время навигации?:)




Разумеется, что когда речь заходит о воде, все сразу хотят слышать о каких-нибудь традициях. На самом деле то, что в одном месте считается традицией, в другом месте является хулиганством. Это я говорю о традиции привязывать швабру за кормой теплохода. Так сложилось, что в Нижнем Новгороде считается, что швабру надо мыть за бортом, поэтому все нижегородские суда, когда идут по воде, волокут за собой такую швабру. А вот в Москве это запрещается и за это следует наказание. Был случай, когда перешедшего с Нижнего в Москву матроса отучали привязывать швабру за кормой в течение года.
С другой стороны, швабра стала уже символом речников Нижнего Новгорода, так что когда вы в следующий раз увидите судно со шваброй, то уже будете знать к кому оно приписано.

На пассажирских судах это запрещено, но, например, на грузовом флоте бывает, что ставят на палубу чучело. Задача чучела отгонять птиц, как и на огороде. Путешествующие туристы приучили птиц, и в первую очередь чаек, к тому, чтобы кормиться с бортов теплоходов. Естественно, что птицы там где они едят, много гадят, а их помёт трудно отмывается да и достаточно ядовит.

Часть речных круизных судов оснащается складывающейся мачтой. В сложенном состоянии мачта позволяет судну беспрепятственно проходить под мостами и линиями электропередач. Но в двух случаях судно находится с поднятой мачтой. Во-первых, при сложных погодных условиях, когда необходимо повысить заметность судна при помощи огней. А во-вторых, мачта поднимается в городах-героях, символизируя собой несломленность духа жителей города в Великой Отечественной войне.




Сейчас уже нет каких-то определённых традиций в названии судна. Единственная традиция при названии судна заключается в том, чтобы это название привлекало больше пассажиров, в частности, иностранцев. Например, очевидно, что иностранец куда быстрее купит билет на теплоход с названием "Булгаков", "Суворов", "Невский", чем на какой-нибудь "миллион лет 17 сентября" или "сто лет урюпинской коммуне". Вот исходя из этого и называют сейчас круизные теплоходы. Доходит до того, что некоторые теплоходы имеют два названия: одно официальное, но занудное и в мире неизвестное, а другое неофициальное, но слово, фамилия, например, известное каждому иностранцу. Так что не удивляйтесь, если будете вдруг встречать суда с двумя разными названиями на борту.

Бизнес связанный с эксплуатацией судов очень сложный, не каждый способен успешно в нём существовать. Затраты окупаются достаточно долго. Например, считается, что нормально эксплуатируемое круизное судно должно окупать себя за 20 лет.  В нашей стране 20 лет эта целая эпоха, смена нескольких строев и систем и к каждой из них судовладелец должен подстаиваться.
Так получается, что почему-то среди иностранцев круизы по рекам России куда популярнее, чем среди самих россиян. В Россию едут со всех стран мира, очень много последнее время туристов из Австралии. Санкции почти не оказали своего влияния на этот бизнес. Лишь в 2014 году, когда санкции только были введены, был отмечен некий спад зарубежных туристов, но в большинстве своём это было связано не с тем, что из-за рубежа люди не хотели ехать отдыхать в Россию, а с тем, что сократилось количество рекламы в зарубежных СМИ. Но уже в 2015 году показатели снова вошли в норму.




Последние 5 лет ситуация с выполнением правил судоходства стала в России значительно лучше. Наконец-то государство взялось за жёсткое регулирование в этой сфере. Ещё 5 лет назад можно было приобрести любое судно и начать на нём плавать, причём абсолютно беспредельно. Например, часто вокруг идущего судна какой-нибудь лихач начинал наворачивать круги, мешая судну двигаться и поднимал волну. Капитанам круизных судов приходилось чуть ли не кричать "Ты что творишь? У меня 200 человек на борту!".
Такие лихачи, либо совсем не имели прав, либо покупали себе по два-три удостоверения капитана. Всё зависело от того, сколько денег у субъекта.
Для сравнения, чтобы стать капитаном по закону, надо было два года отработать рулевым, три года четвёртым помощником, три года третьим, три вторым, первым и если всё было ровно, если карьера складывалась удачно, то только после этого речник получал статус капитана.
Что касается тех "прав" на катера, которые получают в России сейчас (это не даёт права именоваться капитаном, но даёт право управлять в том числе большими катерами, в том числе и в море; учёба длится около двух месяцев), а так же капитанов яхт, то они конечно, ведут себя на воде нормально, правила движения по воде соблюдают, но практика у них на очень низком уровне. Многие из таких "капитанов" просто теряются выйдя за пределы каскада московских водохранилищ, не знают, что им делать и куда двигаться дальше. Иногда бывает, что такие "капитаны" связываются по радио с теплоходом и спрашивают "А вы куда идёте? По Волге?", им отвечают, что да. Тогда они говорят "Нам тоже на Волгу надо. Можно мы за вами пристроимся?". На круизном судне разрешают и вот так они идут гуськом по воде: судно и за ним катер с яхтой.

Инфраструктура в России для самостоятельных водных путешественников сейчас очень низкая. Можно сказать, что её вообще нет. Например, выйдя на катере из московских водохранилищ на Волгу, вы очень скоро обнаружите, что топливо у вас на исходе, а заправиться негде - нет у нас такого бизнеса, как сеть заправок на побережьях рек. В итоге, где-нибудь причалив, вы долго будете искать мужиков, которые прикатили бы вам бочку с соляркой.
К счастью, круизные суда эти проблемы не касаются - маршруты уже отработаны. Кстати, чем хуже солярка по своему качеству тем для двигателя судна это лучше. Не знаю почему так считается, но говорят именно так.

Если уж речь зашла о кораблях, то ведь всегда должен быть корабль носящий титул "легендарного", имя которого овеяно множеством мифов, история которого весьма богата на разного рода события и слухи, который обязательно надо увидеть.
Среди круизных речных судов такой корабль тоже имеется, правда находится он не совсем близко к Москве - в Перми.
Имя этого легендарного речного круизного судна "Советский Союз". К сожалению, он не превращён ни в какой музей, а "благополучно" догнивает в Пермском затоне.
История этого судна, а так же его, уже прекратившего своё существование, брата-близнеца "Ленин" весьма противоречива. Изначально эти суда должны были стать гордостью отечественного судостроения, но так сложилась судьба, что очень скоро они стали объектами насмешек.
Суда закладывались под именами "Ленин" и "Сталин", но к моменту их постройки культ личности вождя всех народов уже был разоблачён и название "Сталин" быстро сменили на "Советский Союз".
Корабли спустили на воду с большой помпой, но уже очень скоро они показали всю свою сущность до такой степени, что даже в СССР, где денег на что-то новое не жалели, предпочли отказаться от идеи постройки собственных пассажирских судов в пользу закупки судов из "братских" стран: ГДР, Венгрии, Чехословакии.
С одной стороны, "Советский Союз" и "Ленин" были роскошны. С другой стороны, помимо прогнозируемых проблем, вроде гигантского расхода горючего стали вскрываться ещё несколько неожиданных.
Как поговаривали злые языки, "Советский Союз" отработал полностью всего две навигации, а "Ленин" вообще ни одной. Всё остальное время суда функционировали по принципу: плавание-ремонт, плавание-ремонт. Можно представить в какой кошмар превратились эти суда для всех кто с ними работал. Хорошо ещё, что тогда не было частных судовладельцев ставящих задачу извлечь прибыль и разных тезисов об окупаемости судна за 20 лет - в этом случае, эти суда вообще никогда не появились бы на свет.
Вот "Советский Союз" ещё вполне можно увидеть собственными глазами, если доехать до Перми. У самих речников отношение к этому судну противоречивое: с одной стороны, конечно, жалко, что оно медленно умирает. Посудина ведь легендарная. С другой стороны, у нас хорошо делали военные корабли, сухогрузы, танкеры. Продавали их в другие страны мира. Но пассажирское судостроение это не наше - мы попытались изобрести велосипед в то время, когда на них уже везде ездили. Вот и здесь угрохали огромные деньги, а на выходе получили пшик. Может быть, красивый выставочный образец, но с практической точки зрения его польза была равна нулю, а ведь это самое главное для эксплуатации. И хорошим примером здесь служат, например, речные круизные суда производства ГДР, которые до сих пор в отличном состоянии и прослужат ещё уйму времени нуждаясь лишь в обслуживании и модернизации.




Ну а теперь, мы оставим историю и посмотрим в настоящее или даже в будущее! Правда, не очень отдалённое. Итак, что же предлагает в новом сезоне компания Мостурфлот для своих дорогих пассажиров? Чем порадует искушённую публику?

Во-первых, в этом году исполняется 125 лет со дня рождения Михаила Булгакова именем которого назван блогерский флагман компании. К этой знаменательной дате компания Мостурфлот планирует запустить автобус с экскурсиями по булгаковской Москве. Так же помимо самого Булгакова будет большая программа посвящённая его ровесникам: Сергею Прокофьеву, Александру Родченко, Отто Шмидту, Борису Иофану. Обо всех этих людях будут рассказывать приглашённые знаменитости. Например, о Шмидте будет известный путешественник Дмитрий Шпаро.

Во-вторых, в этом году для туристов Мостурфлота будет открыт новый маршрут в Клин к местам Петра Чайковского. Так же слух отдыхающих будут услаждать музыкой этого великого композитора.

В-третьих, будет открыт новый маршрут к Осташкову, к истоку Волги. Туристы смогут своими глазами увидеть то место, где начинается великая русская река. Разумеется, что к истоку Волги, который в тех местах больше похож на ручей, будут подплывать не на круизных судах, а приезжать на машинах.:)

В-четвёртых, во время круиза по Волге на судах Мостурфлота появится новая гастрономическая программа. Проходя Республику Марий-Эл, Чувашию, Татарстан, Удмуртию,  на суда будут подсаживаться артисты в национальных одеждах той республики, где сейчас проходит лайнер, и будут показывать культурную программу своего народа: песни, пляски, народные промыслы. Но и это ещё не всё. Вместе с артистами на судно будет садиться повар, который будет готовить отдыхающим национальную еду своего народа.
Даже интересно, каким образом всё это будет устроено. Про марийскую кухню ничего не знаю, так что говорить не буду. В удмуртской кухне есть по большому счёту только одно аутентичное блюдо - перепечи. Как только говорят об удмуртской кухне, первая ассоциация это всегда перепечи. Чем ещё будет кормить удмуртский повар я теряюсь в догадках, поскольку даже в Ижевске найти национальную удмуртскую кухню крайне сложно.
Чувашская кухня куда обширнее удмуртской, но она очень специфична. Например, в чувашских национальных ресторанах официанты сразу говорят, какие чувашские блюда заказывать не стоит, так как их ещё никто никогда в ресторане не съедал из-за слишком специфичного вкуса. Блюда эти носят название вроде "суп из бараньих кишок". Так что опять же интересно, как будет выкручиваться чувашский повар: либо он обойдёт такие блюда стороной, либо слегка изменит рецептуру, чтобы сделать их более привычными на наш вкус. Одно ясно наверняка - культовый чувашский напиток под названием "пиво", наверняка, не оставит равнодушным никого из гостей. Ещё мне почему-то вспоминается, что в чувашских ресторанах даже женщины, когда приходят обедать, заказывают себе для аппетита 50 грамм, в то время, как я ограничиваюсь только пивом.:)
Про татарскую кухню говорить ничего не буду, так как все знают насколько она обширна и вкусна. Думаю, что повару даже не хватит времени, чтобы приготовить все эти блюда.

Вот такие удивительные новости и сюрпризы приготовила для нас компания Мостуфлот в новом сезоне навигации круизных судов.




Марий Эл, Волга, круизы, Мостурфлот, Удмуртия, туризм, Татарстан, Чувашия, суда

Previous post Next post
Up