В июне 1921 года начальник авиалинии «Москва - Харьков» Панкратьев сообщал в своём рапорте штабу авиации:
«Между тем тяжёлая авиация у нас накануне кризиса, накануне полной ликвидации: кроме пяти-шести полуразвалившихся доживающих свои дни «Муромцев», кроме небольшой кучки специалистов, сгруппировавшейся вокруг этих «Муромцев» - у нас нет ничего.
И если мы не желаем слишком отставать от Западной Европы в экономическом и желаем быть не слабее её в военном отношении, то воссоздание тяжёлой авиации, оживление её новыми техническими средствами и силами нужно считать сейчас насущной задачей авиационного строительства».
Панкратьев, естественно, бывший полковник царской армии. И вот что он пишет: не догнать Европу, а не слишком отстать. Далее, он говорит о необходимости «воссоздания», а не «создания» тяжелой авиации, её «оживление», а не «зарождение».
Естесвенно, сохранить этот технологический задел большевики не сумели. Линия регулярных авиаперевозок Москва-Орел-Харьков, соединявшая столицу СССР со столицей УССР, прекратила свое существование в виду полного износа авиапарка, доставшегося в наследство от Сикорского.
Еще одно свидетельство участника процесса, начальника харьковского авиаотряда военлёта Ступина:
«Работа по воздухосообщению Москва - Харьков требует напряжения максимальной энергии благодаря отсутствию мало-мальски сносных условий для выполнения таковой и нередко приходится прибегать к репрессивным мерам, тогда как при наличии тех или иных средств для удовлетворения потребностей красноармейцев репрессивные меры совершенно не нужны, но вся соль положения - средств нет».
Т.е. репрессивные методы, совершенно ненужные, в нормальных условиях. И чтобы вы понимали о каких средствах идёт речь - «об отсутствии обмундирования и обуви на людях». Зато в кожанках, изъятых на складах бронеавтомобильных и авиационных частей, любили красоваться чекисты и комиссары.
Ну и закономерный итог. Собственная тяжелая авиация загублена, зато теперь можно дать заработать немцам и прочим западным капиталистам:
«15 июля 1923 года открылась первая регулярная коммерческая внутренняя линия Москва - Нижний Новгород. Парк пассажирских самолётов состоял из немецких «Фоккеров».
В 1922 году был заключён договор между советским правительством и фирмой Junkers Flugzeugwerke на концессионное производство самолётов в нашей стране. Одновременно «Юнкерс» выторговал право на создание в России собственной авиакомпании Junkers Luftverkehr Russland».
16 июня 1925 года уже в третий раз была открыта воздушная линия Москва - Орёл - Харьков - Ростов-на-Дону на зарубежной технике: «Dornier Komet», «Dornier Merkur», «Fokker», «Havilland».
Да, то как мы имея огромную территорию, приличное население, собственную мощную авиапромышленность почти полностью отдали внутренний рынок боингам и эрбасам впечатляет.
В июне 1921 года начальник авиалинии «Москва - Харьков» Панкратьев сообщал в своём рапорте штабу авиации:
«Между тем тяжёлая авиация у нас накануне кризиса, накануне полной ликвидации: кроме пяти-шести полуразвалившихся доживающих свои дни «Муромцев», кроме небольшой кучки специалистов, сгруппировавшейся вокруг этих «Муромцев» - у нас нет ничего.
И если мы не желаем слишком отставать от Западной Европы в экономическом и желаем быть не слабее её в военном отношении, то воссоздание тяжёлой авиации, оживление её новыми техническими средствами и силами нужно считать сейчас насущной задачей авиационного строительства».
Панкратьев, естественно, бывший полковник царской армии. И вот что он пишет: не догнать Европу, а не слишком отстать. Далее, он говорит о необходимости «воссоздания», а не «создания» тяжелой авиации, её «оживление», а не «зарождение».
Естесвенно, сохранить этот технологический задел большевики не сумели. Линия регулярных авиаперевозок Москва-Орел-Харьков, соединявшая столицу СССР со столицей УССР, прекратила свое существование в виду полного износа авиапарка, доставшегося в наследство от Сикорского.
Еще одно свидетельство участника процесса, начальника харьковского авиаотряда военлёта Ступина:
«Работа по воздухосообщению Москва - Харьков требует напряжения максимальной энергии благодаря отсутствию мало-мальски сносных условий для выполнения таковой и нередко приходится прибегать к репрессивным мерам, тогда как при наличии тех или иных средств для удовлетворения потребностей красноармейцев репрессивные меры совершенно не нужны, но вся соль положения - средств нет».
Т.е. репрессивные методы, совершенно ненужные, в нормальных условиях. И чтобы вы понимали о каких средствах идёт речь - «об отсутствии обмундирования и обуви на людях». Зато в кожанках, изъятых на складах бронеавтомобильных и авиационных частей, любили красоваться чекисты и комиссары.
Ну и закономерный итог. Собственная тяжелая авиация загублена, зато теперь можно дать заработать немцам и прочим западным капиталистам:
«15 июля 1923 года открылась первая регулярная коммерческая внутренняя линия Москва - Нижний Новгород. Парк пассажирских самолётов состоял из немецких «Фоккеров».
В 1922 году был заключён договор между советским правительством и фирмой Junkers Flugzeugwerke на концессионное производство самолётов в нашей стране. Одновременно «Юнкерс» выторговал право на создание в России собственной авиакомпании Junkers Luftverkehr Russland».
16 июня 1925 года уже в третий раз была открыта воздушная линия Москва - Орёл - Харьков - Ростов-на-Дону на зарубежной технике: «Dornier Komet», «Dornier Merkur», «Fokker», «Havilland».
Вспоминаются инициативы Медведева - Сердюкова - Высоцкого по закупке иностранной техники.
Reply
Reply
Leave a comment