СОСУС Луцкого

Mar 03, 2019 23:50

по наводке Максима Александровича

Поддержал идею и начальник разведотдела штаба флота капитан 1 ранга Штыров, бывший командир подводной лодки, мой сослуживец по Улиссу. Он же снабдил дополнительной развединформацией, особенно по системе «SOSUS». Маршрут боевого патрулирования был довольно длинный, начинался на подходе к заливу Аляска от подводной горы Кин-Мей и заканчивался почти на траверзе Калифорнии. Для обеспечения скрытности выхода на маршрут патрулирования переход в исходную точку предусматривался на малошумных скоростях, значительно меньших, чем ранее оперативники планировали, и, кроме того, я предусмотрел «крюк» для скрытного обхода района развернутой цепочки гидрофонов «SOSUS» вблизи Камчатки и района патрулирования американской многоцелевой ПЛА. Предполагалось, что «SOSUS» обнаруживает выходящий из базы наш РПКСН, наводит на него ПЛА, та садится на «хвост», отслеживает до потери контакта или передает для периодического контроля по маршруту развертывания базовой патрульной авиации. «SOSUS» мог и сразу выдать данные непосредственно противолодочному патрульному самолету «Орион».




Схема прорыва стратегом второго поколения 667А западных противолодочных рубежей на маршрутах развертывания

Моя предусмотрительность привела к увеличению времени развертывания в район досягаемости назначенных целей. Чтобы уложиться в установленные каноном сроки нахождения на позиции и общего времени похода, пришлось назначить более ранний срок выхода на БС и увеличить скорость на переходе при возвращении в базу. Оперативники возразили:
- Но ты ж нарушишь скрытность на возвращении. На таком ходу тебя сразу засекут!
- Да, но я постепенно буду разгоняться по мере удаления от «SOSUS». И, кроме того, маршрут возвращения проложу через маршруты развитого судоходства, где общий шумовой фон повышен, к Камчатке подойду с юго-юго-востока.
С доводами согласились, план отправили в генштаб на утверждение.
- Если не утвердят, пойдешь по банальному плану. План придет пакетом, вскроешь после отхода от пирса. До того - молчок, общая схема подготовки.
В назначенный срок, предусмотрев суточным планом обычный выход в море на боевую подготовку («домашняя заготовка» против агентурной разведки), вышли в свою первую «автономку». Пока шли по внутреннему рейду Авачинской губы вскрыли пакет. Ура! План мой.

Как-то, уже на курсе в открытый океан произошло такое неожиданное событие. Глубина 150 м, малый ход под одной турбиной. Лодка хорошо удифферентована, вертикальный и горизонтальные рули на «автомате», стрелки указателей положения рулей чуть-чуть иногда колышатся. В ЦП тишина, вернее, ровное чуть слышное гудение включенных приборов, периодические доклады вахтенного гидроакустика: «Горизонт чист». Вдруг... Дры-ды-ды-ды... Лодка затряслась, как будто сползает по гигантской стиральной доске... Под селезенкой вакуум, как при спуске в лифте... Тут же доклад вахтенного рулевого:
- Глубина 210 м, дифферент О!
Все стихло. Лодка держит глубину, заданную скорость. «Явление» продолжалось всего несколько секунд.
- Что это было?
Вопрос остался без ответа. Все, кто был в ЦП, недоуменно смотрят на меня. Из отсеков поступают доклады о «явлении», но замечаний в отсеках нет, акустический горизонт чист, под килем почти 6000 м. Подхожу к карте у штурмана, размышляю... Наконец, кажется догадываюсь: лодка прошла границу встречи двух течений - теплого Куросио и холодного Камчатского (Курильского).




Здесь они встретились, холодное нырнуло под теплое, чуть смешались и повернули на восток. На границе образовалась «горка» переменной плотности воды - и мы с нее «съехали». Интересное явление, на всякий случай - соответствующая запись в вахтенный журнал. Заодно произвели гидрологический разрез от поверхности до рабочей глубины, определили оптимальную глубину скрытного хода, проверили отсутствие «хвоста». Идем дальше. Тишина. Разъяснительная работа о соблюдении скрытности дала свои результаты. По мере движения на восток в сторону залива Аляска, температура забортной воды падает. Приглашаю комдива-1 Капитонова подумать, нельзя ли, учитывая малую мощность ЯЭУ, выключить циркуляционные насосы, перейти на охлаждение второго контура на «самопротоке». Шумность ЯЭУ должна уменьшиться. Через некоторое время докладывает:
- Я думаю, можно.
- Что, что, что? - Вмешивается Евсеенко, разговор происходит в ЦП. - Товарищ командир, зачем эти эксперименты?! Скорость хода маленькая, какой самопроток?
- Механик, не кипятись, давай попробуем.
Еще несколько минут дебатируем, затем механики уходят «пробовать». На ходу вижу, Евсеенко вполголоса выговаривает Капитонову, чтоб «не лез поперэк батьки в пэкло». Я-то знал, что если пойду по субординации, то идея погибнет сразу. Где-то через час механик возвращается из кормовых отсеков, то ли докладывает, то ли информирует:
- Да нет, тянет... Посмотрим.
Через несколько суток, когда до горы Кин-Мей осталось миль 200, предлагаю Евсеенко (однако в присутствии всех его комдивов, чтоб не увильнул) другую идею:

- Мех, может перейдем на электромоторы?
- ..? Что это даст?
- Как же, отключим ГТЗА (турбозубчатый агрегат), он ведь самый шумный.
- А если вдруг нужен будет ход? Мало ли что.
- Ну, потренируйтесь, попробуйте. Время есть.

https://flot.com/blog/historyofNVMU/6008.php

Потренировались, сняли норматив, продумали возможные ситуации. Приняли решение и встали на режим. Акустики замерили уровень собственных помех: есть ожидаемый результат! Однако через несколько часов обнаружилось, что греются станции управления электромоторов. Тут уж механики сами предложили и сшили из брезента рукава и подсоединили их к воздуходувкам системы водяного охлаждения, благо в хозяйстве Дудченко брезента из заводского «приданного» было достаточно. В таком малошумном режиме обошли вокруг г. Кин-Мей, где предполагалось наличие одного из приемных гидрофонов системы «SOSUS». В последующие сеансы связи, всплывая под перископ, проверяли по данным поискового радиолокационного приемника (ПРП), есть ли поиск - слежение самолетами Р-3С «Орион» или нет. Радиолокационных сигналов самолетных РЛС за весь поход ни разу не обнаружили. Я даже начал беспокоиться, исправен ли ПРП? Однако, когда вышли на трассы интенсивного судоходства, дальние сигналы судовых РЛС исправно фиксировали. Значит, ПРП исправен.
По мере движения на юг вдоль Американского континента температура воды постепенно повышалась. На каком-то этапе пришлось отказаться от движения под электромоторами, а затем и от «самопротока» и включить ЦН ЯЭУ. Шумность лодки повысилась, но возросла общая шумность океана из-за близости судоходных трасс. Во всяком случае, признаков слежения за собой не выявляем.

Поход действительно был скрытный, может быть, единственно скрытный. Много лет спустя, встречаясь с начальником разведотдела флота капитаном 1 ранга Штыровым, и потом, когда он был уже зам. начальника штаба КВФ, мы много раз заводили разговор об этом походе, и он подтверждал это, в том числе и по данным агентурной разведки. А следил он за данной информацией особо.

К сожалению, я не знаю использовал кто-либо потом наш опыт или нет, планирование и осуществление походов РПКСН дело скрытное, государственное. Тем не менее офицеры оперативных отделов не заблуждались на предмет скрытности наших походов, так как советские лодки второго поколения были еще довольно шумны, а возможности развернутой американцами глобальной системы наблюдения за подводной обстановкой «SOSUS» в мировом океане были весьма сильны. Плюс к этому развитая система передового базирования оперативных флотов, десятки самолетов патрульной авиации «Орион» и многоцелевых подводных лодок создавали для скрытности действий наших подводных лодок серьезную проблему. Понятное дело, в случае глобальной войны лодки бы не остались один на один с системой «противолодочной войны» «вероятного противника», но в мирное время и в начальный период угрожаемого положения уклониться от обнаружения и слежения - это искусство.

https://flot.com/blog/historyofNVMU/6018.php
https://topwar.ru/37080-o-protivotorpednoy-zaschite-rossiyskih-podvodnyh-lodok.html

Наиболее впечатляющей шумопеленгационной системой является созданная Соединенными Штатами во времена холодной войны знаменитая система SOSUS. Она представляла собой гигантские поля акустических антенн, раскинутых в Атлантическом и Тихом океанах. На нашем ближнем Севере они располагались на всем пространстве Лофотенской котловины - от берегов Норвегии до острова Ян Майн. После развертывания системы cкрытый проход советских подводных лодок в Атлантику и Тихий океан оказался практически невозможен: ПЛ обнаруживались на расстоянии до нескольких сотен километров.

Между тем атомный подводный корабль изначально был сооружением довольно шумным. Шумность первых американских АПЛ «Наутилус» и «Сивульф» составляла около ста децибел. Шумят корабельные механизмы (двигатели, насосы, вентиляторы, валы и проч.), шумят гребные винты, шумит вода, обтекающая корабль… Снижение шумности - единственный способ противодействия шумопеленгаторным станциям обнаружения и системам, подобным SOSUS. Шумность снижали, впрочем, и по другим причинам - например, для снижения радиуса реагирования неконтактных взрывателей минно-торпедного оружия. Конструкторы оттачивали геометрию гребных винтов, повышали точность изготовления валов и деталей машин, предусматривали системы амортизирующих креплений, гасящие вибрацию (а значит, и шум) механизмов, придумывали специальные покрытия корпуса. Начиная с 70-х годов прошлого века АПЛ снижали свою шумность в среднем на 1 дБ в два года. Только за последние 19 лет - с 1990 года по настоящее время - средняя шумность АПЛ США снизилась в десять раз, с 0,1 Па до 0,01 Па.

Для иллюстрации: со второй половины XX века одним из самых эффективных способов обнаружения субмарин стало использование для этой цели атомных подводных лодок, так называемых «лодок-охотников». Однако в наше время их поисковая производительность упала до совершенно смешного уровня. Согласно данным, публиковавшимся в открытой зарубежной печати, АПЛ типа 688I SSN 772 «Гринвилл» (1995 года постройки) обнаруживает АПЛ типа 688 «Лос-Анджелес» (1978 года постройки) на расстоянии от 10 до 35 км. Это вполне приемлемый результат. Но современную «Вирджинию» (SSN 774, 2004 года постройки) «Гринвилл» обнаруживает на дистанции всего от 1 до 4 км (по оценке независимого британского эксперта адмирала Палмера). Если лодки «видят» друг друга только на таких расстояниях, то само их маневрирование рядом друг с другом становится смертельно опасным не только для «жертвы», но и для «охотника»: резко увеличивается риск неожиданного столкновения не видящих друг друга кораблей.

Система ADS принята на вооружение ВМС США в 2001 году, и на сегодняшний день изготовлено более десятка ее комплектов. Во время испытаний системы LELFAS - ADS в июле 2003 года на шельфе в районе острова Ньюфаунленд дальность уверенного обнаружения системой, работающей в активно-пассивном режиме, ПЛА SSN 21 колебалась в пределах 30-35 км.

Слабость описанных СОПО заключается в их локальном применении. Они способны эффективно работать лишь в том случае, если доминирующей силой в Мировом океане является флот Соединенных Штатов. Но если Китай к 2030 году решит довести численность своего атомного подводного флота до 300 единиц, из которых 200 постоянно будут развернуты на просторах Тихого океана, решить задачу противолодочной борьбы подобными системами будет в принципе невозможно.




Например, в результате прохождения лодки изменяется давление воды, образуется волна повышенного гидростатического давления, что легко может быть зафиксировано. Сейсмические датчики могут отследить вызванные прохождением подводной лодки колебания морского дна (лодка оказывает давление на воду, а та в свою очередь на морское дно). Из-за прохождения лодки изменяются освещенность подводного дна, магнитное поле, гравитационное поле Земли. Наконец, со спутника при определенных условиях можно увидеть волновой след лодки, даже если она идет глубоко под водой.

https://topwar.ru/37897-nayti-nevidimku-sistemy-obnaruzheniya-submarin.html




ПЛА К-122 659Т проекта

В начале апреля 1970 г., через восемь суток похода, атомная подводная лодка «К-122» заняла свой район боевой службы в 100 милях западнее о. Окинотори (Япония), размером 100х200 миль, в котором, как предполагало оперативное управление главного штаба ВМФ СССР, выполняет боевое патрулирование атомная подводная лодка стратегического назначения типа «Лафайет» из состава 15-ой эскадры ВМС США. Начали выполнять главную задачу, поставленную Главнокомандующим ВМФ СССР экипажу подводной лодки «К-122» на подготовительном этапе учения «Океан».

Поиск атомных подводных лодок стратегического назначения ВМС США осуществлялся с использованием гидроакустической станции МГ-200 «Арктика-М» в режиме шумопелегования и опытовой 2-х канальной аппаратуры поиска подводных лодок и надводных кораблей (судов) по контролю изменения температурных и оптических параметров воды кильватерного следа кораблей. Предполагаемый район боевого патрулирования атомной подводной лодки стратегического назначения ВМС США находился вдали от рекомендованных океанских маршрутов перехода судов с Филиппинских островов в Японию, на острова Полинезии и в Америку, поэтому только лишь на седьмые сутки, нахождения в районе, с помощью опытовой 2-х канальной аппаратуры поиска подводных лодок и надводных кораблей (судов) обнаружили кильватерный след.

Так как нам приходилось через каждые 4-е часа всплывать на сеанс связи для передачи донесения о слежении за иностранной подводной лодкой и раз в сутки в период сеанса связи определять свое место, то от нас иностранная подводная лодка отрывалась, увеличивая дистанцию между нами. Поэтому, чтобы она от нас не оторвалась, мы вынуждены увеличивать скорость ход до 24 узлов, управляя подводной лодкой по глубине большими кормовыми рулями. На третьи сутки слежения мы, вероятно, сблизились с иностранной подводной лодкой на дистанцию около 60-70 каб., на дистанцию применения ее торпедного оружия с большой вероятностью поражения нашей подводной лодки, она замерила дистанцию между нами в активном режиме, в режиме эхопеленгования. Наши акустики классифицировали принадлежность гидролокатора к атомной ракетной подводной лодке, таким образом подтвердилось предположение оперативного управления ГШ ВМФ о нахождении на боевом патрулировании в этом районе атомной подводной лодки стратегического назначения ВМС США. Как для наших атомных подводных лодок, так и для иностранных, лучшим маневром отрыва от следящего корабля является отрыв самым полным ходом, и с этого момента началась гонка, «гонка за лидером». Американская подводная лодка отрывалась от нас скоростью самого полного хода 25,5 узлов и периодически 1-2 раз в сутки замеряла дистанцию между нами в активном режиме, в режиме эхопеленгования, а так как нам через 4-е часа приходилось всплывать на перископную глубину для передачи донесения о слежении за подводной лодкой, сообщая Ш=…°, Д=…°, Курс=…°, и Скорость= …узл., тип гидрологии, то нам, для поддержания дистанции до американской подводной лодки, приходилось держать скорость самого полного хода 30 узлов и глубину погружения 150-170 метров.

Сел на унитаз и подумал: «Неужели смерть придется принимать в гальюне?».

Анализируя происшедшее мы, члены экипажа, пришли к выводу, если бы старшина команды турбинистов мичман Николай Михайлович Грачев недостаточно хорошо знал инструкцию по эксплуатации турбины, был неуверенным и безинициативным человеком, то мы разделили, без всякого сомнения, судьбу экипажа атомной подводной лодки «К-8» Северного флота, погибшей на учении «Океан» в Бискайском заливе Атлантического океана.

проводили испытания после среднего на макс. рабочую глубину - 325м. проект 667бдр.

https://topwar.ru/36928-k-122-pr-659t-poisk-plarb-vms-ssha-uchastie-v-ucheniyah-okean-aprel-may-1970-g.html

В сумерках вышли из бухты Павловского. До района дифферентовки и точки погружения шли за кораблем-конвоиром, морским тральщиком бригады охраны водного района вмб Стрелок. После дифферентовки заняли точку погружения, погрузились и начали переход в район БС. Маршрут перехода из Японского моря в Восточно-Китайское море проходил через Корейский пролив, который о. Цусима делит на Западный проход (проход Браутона) и Восточный проход (проход Крузенштерна). Глубины пролива - 120-130 м, что позволяет форсировать пролив в подводном положении. В проливной зоне создана система противолодочного наблюдения в составе:

-гидрофонно-кабельных линий, проложенных по дну Западного и Восточного проходов;
-береговых радиолокационных станций обнаружения надводных целей;
-центров обработки информации о обнаруженных целях в Чинхэ (п-ов Корея) и Китакюсю (Япония).

На подходе к Корейскому проливу всплыли на перископную глубину и уточнили свое место. Западный проход форсировали на глубине 60-70 м, прикрываясь шумами, проходящего в попутном направлении, сухогруза. Для приема информации в сеансы связи с КП ГШ ВМФ и для определения места всплывали на перископную глубину в основном в темное время суток. После форсирования проливной зоны всплыли на сеанс связи и определение своего место с помощью радионавигационной системы (РНС) «Лоран-С» и по звездам с помощью астронавигационного комплекса «Лира». В течении последующих двух суток при всплытии на перископную глубину на пассивной станции обнаружения радиолокационных сигналов «Накат-М», на 3-м поддиапазоне, обнаруживали слабый сигнал авиационной РЛС AN/APS-80, носитель противолодочный самолет ВМС США «Орион-Р3А».

Если бы командир АПЛ капитан 1 ранга В.Ф.Копьев не выполнил рекомендации командира штурманской боевой части, если бы командир штурманской боевой части не проявил настойчивости, то последствия были бы непредсказуемые. Ведь в ТАТА № 3,4 были загружены торпеды с ядерными боеголовками, в ТА № 5 находилась готовые к боевому применению торпеда, а в торпедном аппарате № 6 практическая торпеда для атаки главной цели (крейсера) отряда боевых кораблей КТОФ с затоплением после прохождения ее дистанции хода.

http://avtonomka.org/1103-razvertyvanie-i-perekhod-v-rajon-bs.html

В Атлантическом океане и на Тихом океане флоты так и не смогли вскрыть районы патрулирования американских ПЛАРБ типа «Огайо», а ведь их ракеты «Трайдент» нацелены были на СССР. Но даже в районе наших вод, признал главком, мы не можем контролировать ПЛ вероятного противника, они свободно проникают в Охотское море.

Выделил С.Г.Горшков и невысокий уровень оперативной подготовки на флотах: операции планируются шаблонно, отсутствует элемент внезапности. Офицеры-операторы слабо знают тактику вероятного противника. Общий вывод был сделан печальный: вести современные операции и воевать на море флоты не готовы. Нечто подобное прозвучало и по боевой подготовке. Суть, что командиры кораблей не подготовлены к ведению морского боя. А касаясь тактической подготовки, главком подчеркнул, что она не стала главным звеном подготовки: планы на выход в море упрощены, лишь бы сдать курсовые задачи, а не учиться умению воевать. Применяется устаревшая тактика при использовании новых кораблей, не повышается эффективность разведки при действиях КУГ, мало внимания РЭБ.

https://topwar.ru/27807-ocenka-sovetskogo-vmf-sggorshkovym-na-vystuplenii-2-noyabrya-1985-g.html

история ВМФ, 659Т, КТОФ, СОКС, 667А, полба, ядерное сдерживание, СОСУС, Холодная война

Previous post Next post
Up