Click to view
Вот конкретный пример - в Эстляндии и Лифляндии немецкие бароны на рубеже 18-19 заставили местных эстонских и латышских унтерменшей перестать заниматься ерундой и сеять зерновые, а перейти на картофель. В результате более высокой урожайности картофеля, помещики стали заводить свиные фермы (свиные заводики по тогдашней терминологии), стали строить крахмальные, паточные, винокурные (спиртовые) заводы, отходы производства которых (барда, жмых и т.п.) также использовали на откорм быков и свиней. Через какое-то время это привело к тому, что Прибалтика стала снабжать Петербург и Москву, в то время как Петербургская, Новгородская и Псковская губернии не могли прокормить СЕБЯ.
Псковские и новгородские помещики всё это видели и пытались скопировать немецкий прибалтийский опыт, но свободолюбивые русские крестьяне ответили картофельными бунтами. И «чёртово яблоко» удалось внедрить в России только в конце 19-го века.
Итог в общем известен - латышские и эстонские унтерменши на дешёвых картошке и мясе стали активно размножаться, Псковская и Новгородская области при равенстве территорий не дотягивают по населению Эстонию и Латвию ДО СИХ ПОР.
Теперь вы понимаете мечты Тараса Скотинина из «Недоросля» Фонвизина о свином заводике?
https://gurianoff.livejournal.com/8673.html