Трудно найти другое такое сооружение в Израиле, которое вызывало бы столько споров. Одни восхищаются и утверждают, что это один из самых знаменитых домов в Израиле, входящий в пятерку лучших архитектурных творений страны, видят в архитектуре этого дома влияние Гауди, другие считают, что этот дом - дикое уродство, которое следует снести с лица земли, что жить в таком доме неудобно и противоестественно.
Действительно, дом сильно выделяется на фоне типового строительства Израиля, и тем более выделялся четверть века назад; когда он был построен. Некоторые даже заявляют, что «единицей архитектурного израильского мышления является барак» (И.Губерман и А.Окунь).
И даже присуждение автору израильской премии Рихтера по архитектуре (1999) не заставило замолчать критиков.
Построил это здание израильский архитектор Цви Хекер, «израильский Гауди», как его называют. Сейчас, правда, он живет и работает то в Берлине, то в Тель-Авиве, несмотря на свои 89 лет.
Он родился в 1931 году в Кракове, детство провел в Самарканде. В Израиль репатриировался в 1950-м, в 1955-м окончил Технион в Хайфе, потом учился живописи в Академии Авни.
В 1959-м он открыл свою архитектурную мастерскую и за короткое время выдал «на гора» множество самых разнообразных проектов - здание муниципалитета в Бат-Яме, музей Пальмаха в Тель-Авиве, синагога военной академии в пустыне Негев, Дом Дубинера в Рамат-Гане, еврейский центр в Дуйсбурге и другие. А в иерусалимском ортодоксальном квартале Рамот-Полин по проекту Цви был построен единственный в истории современной израильской архитектуры строительный комплекс в виде пчелиных сот, состоящий из шестигранных квартир.
В его ранних постройках многие видят влияние японских архитекторов-метаболистов.
Несколько лет он изучал строение кристаллов, наверно отсюда игра геометрическими формами в его творчестве.
Его сравнивают с такими мастерами, как Фриденсрайх Хундертвассер (1928-2000), основоположник «спиральной архитектуры», от которого и почерпнул Цви Хекер идею «Спирального дома».
Но, несомненно, самым из ряда вон выходящим зданием, которое когда-либо спроектировал Цви, и за которое он получил прозвище «архитектурного хулигана» и - архитектурную премию Израиля, считается «Бейт-Спирала» (спиральный дом) в Рамат-Гане, он же «Сумасшедший дом», он же «Дом Гауди» - да как его только не называют. Сам Хекер называл его «мини-Вавилонской башней», а один из участников проекта писал: «Дом выглядит так, как будто буря прошлась по Рамат-Гану, собрала все барахло с крыш и дворов города и одним махом взвила его кверху витком спирали» (Шмуэль Грувштейн).
«Идея Спирального Дома очень проста, поэтому изменения могут быть очень сложными. Здание - винтовая лестница, увеличенная до пропорций дома. На протяжении 10 лет привносились спонтанные дополнения. Мы не знали в точности, как будут выглядеть балконы, лестница и другие элементы.» (Цви Хекер)
Эти 10 лет сам Цви Хекер жил в Доме Дубинера, напротив «Спирального дома» и мог наблюдать за строительством. Возможность вносить изменения по ходу строительства - конек Хекера, который любит импровизации. Потом в этой квартире много лет жила его мать, а в «Спиральном доме» до сих пор в одной из квартир живет его дочь.
С первого взгляда дом кажется беспорядочным нагромождением балконов, лестниц, переходов, при этом окна квартир - основное, казалось бы, в жилом здании, - никак не просматриваются. Но постепенно замечаешь, что здание построено как большая спиральная лестница, причудливо опоясывающая дом, она начинается у подножия холма и спиралью уходит вверх. Поэтому дом и называется «Бейт-Спирала» (Spiral Apartment House)
Планировочная схема
Дом восьмиэтажный, но каждый этаж как бы сам по себе, потому что спираль образует террасы под открытым небом. Террасы - элемент очень принятый на Ближнем Востоке, когда крыша является частью жилой площади квартир. Квартиры расположены вокруг внутреннего дворика, зеленого, тенистого и очень уютного. Вход в квартиры организован не с лестницы, а с отдельных переходов от лестницы к квартире, что создает ощущение уюта. Двери в квартиры, как и окна, почти не видны.
Бетон стен декорирован розовым туфом, гипсом, рифленым железом и кусками зеркал, в которых отражается интерьер здания, ближайшие деревья и небо.
В здание можно зайти с нескольких уровней,
побродить по нему, подняться наверх и спуститься вниз,
и даже, наподобие домов Гауди, подняться на крышу, откуда открывается вполне себе захватывающий вид.
На этом снимке - 6 этажей, но вниз дом спускается еще на 2 этажа, так как стоит на склоне горы.
Если спуститься по лестнице и стоять рядом с домом, можно увидеть здание снизу; тут оно напоминает средневековый замок.
Это впечатление подкрепляется тем, что ни двери, ни окна (жилого здания!!!) снаружи почти не видны, а в балконных оградах-стенах обильно прорезаны "бойницы".
Поднимаемся наверх. Несмотря на вид средневекового замка и почти винтовую лестницу, в здании имеется лифт.
Вообще здание пронизано символами. Тут и Змей, и гномы/путники-пилигримы/короли с коронами.
Каменные змеи то и дело свешиваются с балконов.
А вот змея из кусочков зеркал на полу балкона (вид снизу).
Вообще, этот дом - просто находка для фотографа. Его можно снимать с разных ракурсов, что многие и делают.
Использованные материалы:
http://grimnir74.livejournal.com/2721959.html,
http://lorien22.livejournal.com/140137.htmlhttp://www.arcspace.com/features/zvi-hecker/spiral-apartment-house/http://anirik-01.livejournal.com/293879.html