Накатило что-то.

Mar 11, 2010 23:42

Начало будет тривиальным. Я повторяюсь, и значит, существую.
Вот меня порой спрашивают: А как вообще читать твои статьи и посты в ЖЖ?
Отвечаю: Внимательно.
И я полагаю, ничего большего мои тексты и не требуют.
Но со всей строгостью к себе надо признать - они длинные, т.е. непозволительно многословные для интернет-среды. Несколько страниц текста в формате веб-страницы уже кажутся бесконечной и нудной портянкой, которую невозможно осилить иначе, нежели «пробежав глазами». Я требую именно того, чего так не хватает и мне, и другим - а разве не в этом смысл желания?

Лично для себя я разделил просмотр текстов и чтение. А чтение никогда не было удовольствием «по-быстрому». Будем последовательны: важно то как был написан текст - это, пожалуй, самая первая и при том самая неуловимая характеристика любого читаемого текста. Не взывая ни к какой справедливости, я просто полагаю, что если я трачу на свои тексты довольно много времени, то их чтение потребует сообразных затрат времени и внимания. Впрочем, мне говорили, что у меня хороший стиль. Сам бы я не рискнул так выразиться. Однако именно как посты - мои как раз аскетичны, их не балуют комментами, они не растут кронами тем и обсуждений. И порой эта их эзотеричность меня пугает.

В отношении же чужих текстов я - не самый образцовый читатель: я слишком ориентирован на стиль, а значит, на удовольствие. И дело не в том, что я особого рода гедонист или попросту поверхностен и игнорирую подлинное содержание. Скорее напротив, сама форма, стиль, языковая манера автора для меня столь богаты содержанием, что без них голое содержание кажется каким-то безжизненным огрызком с чужого пиршества мысли и жизни. Но велеречивый, красивый текст в прозе не может и не хочет быть информационным хайку, сводкой фактов или нумерованным списком идей и потому он всегда избыточен, в т.ч. своими размерами. Отторжение чересчур длинных постов в наши дни - не просто прагматика, экономия времени. За этим феноменом я вижу две любопытных черты.
Во-первых, современный человек слишком завязан на информацию, поэтому любые лакуны в понимании раздражают его. Более того, существует даже столь необыкновенная фобия, как боязнь не понять прочитанное - акрибофобия. Вот только странно, что все больше людей проявляют признаки этой редкой напасти. Или это просто маска, за которой прячется усталость нетренированного ума, схватившего ментальную одышку на втором абзаце?
Во-вторых, в обществе где информация заменила труд, любому тексту уготована грустная участь - быть воспринятым как библейское наказание, как тягота и вынужденное бремя. Какое ж тут удовольствие? Слава богу, пока еще идиоты от масс-медиа не дошли до мысли «проповедовать» необходимость получать удовольствие от всякого чтива. Когда случится это - тогда точно удовольствие покинет массы способных к чтению навсегда, уж поверьте.

Но пока кое-где, кое-как островки и фрагменты чужих неповторимых стилей радуют меня, заставляют мыслить, вдохновляться и снова радоваться, создавая свои тексты. Хотя надо признать, что проза (а я люблю прозу больше чем поэзию настолько же, насколько маму любят больше, чем персики) в наши дни угасает. За последние годы я не прочел ни одного произведения молодого автора (от моего возраста и младше), в котором была бы тень чувства языка. Удивительно, что поэты иногда еще поражают меня, хотя я совершенно не одарен талантом воспринимать стихи; проза же - все больше становится делом перечитывания.

Задумавшись немного, я вдруг решил, подобно многим моим фрэндам в ЖЖ выкинуть несколько ссылок (по крайней мере, ссылки со страниц фрэндов часто были полезны и расширяли мой кругозор). Ссылок на тексты, обладающие стилем, или инспирирующие стилистические поиски.
1. В ЖЖ меня покорил стиль Славы Сэ - http://pesen-net.livejournal.com
2. Когда-то в просторах Интернета жил журнал «Русская жизнь», да закрылся. Язык авторов радовал остроумием и стилем. И пока еще радует, в архиве - на rulife.ru
3. Знаю, что спросят про любимых авторов. Тут и без гадалки все ясно - моя тройка: Саша Соколов, Венедикт Ерофеев и Татьяна Толстая (главным образом ее эссе и статьи).
4. Напоследок необычное - одним из лучших способов возбудить воображение для меня стали демотиваторы. Я знаю, что там среди сотен содержанием обладают десяток-другой, стилем - единицы. И все же они там есть - и не предлагайте мне легких путей.

В конце этого текста я вдруг задумался: а получилась ли у меня провокация или это опять-таки сплошная самоирония?

душевное, стиль, вопросы и ответы, писательский эксгибиционизм, размышления

Previous post Next post
Up