Меня очень интересует тема этики, в том числе и вопрос о том, как обстоит с ней дело у настоящих профессионалов в своем деле. Этих аспектов я касался в разных статьях прошлых лет. Ну а затем решил собрать все в лонгрид, специально для Concepture.
На мой взгляд тема эта очень важная. Ведь чем сложнее и многообразнее становится мир, тем выше потребность и общества, и рынка в профессионалах. В тех, кто не только способен хорошо выполнять свою функцию, но еще и ориентироваться в том, что происходит вокруг. И при этом не выгорать. Проблема, однако, в том, что в отсутствии четкой идеологии или системы ценностей обществу все сложнее создавать образ профессионала, который можно было бы с успехом транслировать в культуре. Я решил исследовать ключевые точки образа профессионала на трех примерах из современной массовой культуры.
Введение: Профессионал vs исполнитель
Интуитивно или на собственном опыте многие понимают, что профессионал - это не просто человек, хорошо решающий задачи своей профессии, но это также особого рода психология и этика. Или по-другому: за каждым настоящим профи стоит успешная модель решения проблем, причем выходящих далеко за рамки предписанных его должности функций.
Именно поэтому, когда тот или иной прославившийся в своем деле человек вещает о жизни и успехе, многие внимательно слушают. Люди склонны верить, что тот, кто умеет филигранно и безупречно справляться с профессиональными проблемами, окажется хорош и в остальном. Увы, это часто не так, особенно если под профессионалами понимают актеров, музыкантов и политиков. Помимо мастерства от профессионала часто требуется и собственная позиция, а не «чего изволите».
И все же бывают и хорошие примеры, просто стоит разделить для себя два отношения.
Есть те, кто к вопросу этики относится инструментально - это узкие специалисты, исполнители, которые умело действуют только в заранее заданных правилах и алгоритмах. Сюда же относятся и все те, кто откровенно работает на потребу публики. Исполнители в практических профессиях - часто рабы привычек и профессиональных кодексов, не способные выйти за рамки своего (оберегающего шкуру) формализма.
Исполнитель - не профи, напротив, часто это всего лишь оператор, воплощение функции, где человек лишь незначимый придаток к ней, не более. Характерная черта такого отношения - это фразы в духе «сделаю свою работу, если…», после чего возникает обстоятельный райдер на тему идеальных условий. Но есть и те, кто берет на себя чуть больше ответственности за то, как дóлжно выполнять свою работу. Собственно, здесь и пролегает нечеткая, но интуитивно понятная граница между работой и Делом (именно с большой буквы). Очень часто такое отношение строится на идее призвания, хотя никто никогда толком не определит, что это такое и как его открыть в себе. Если все-таки чуть отстраниться от мистики призвания, то настоящий профи - это особый комплекс из психологии и этики.
По сути, профи - это человек, в котором его собственный способ получать удовольствие как-то совпал с требованиями и нуждами общества в конкретной сфере/профессии, а затем был закреплен внутренним пониманием вытекающих отсюда обязательств. Причем этика в данном случае оказывается тем становым хребтом, на основе которого можно выработать подходы к осмыслению и решению проблем, а не готовые правила и алгоритмы. Сложное переплетение долга, удовольствия и привычки думать заставляет таких людей не просто выполнять свою работу, а самостоятельно озаботиться об условиях, при которых это возможно, и других нюансах, кажущихся кому-то второстепенными.
Запрос на профессионалов в наше время растет, потому что только люди с устойчивой профессиональной идентичностью могут быть одновременно и хорошими специалистами в своей области, и ответственными участниками социальной коммуникации. А ведь всякая профессиональная сфера - это и есть очень сложная система коммуникации между профессиональным сообществом и обществом в целом, которых представляют конкретные специалист и его клиент.
В медиатизированной современности это особенно отчетливо заметно: каждый работник может оказаться громким примером - либо того, как надо, либо того, как делать не стоит. Кроме того, современный рынок также требует постоянного самообучения и самосовершенствования, что вновь делает актуальным вопрос о настоящих мотивах человека выполнять свою работу.
При этом современность очень мало дает ориентиров для понимания того, как же становятся профи. А уж этике и последовательности взглядов она уделяет и того меньше. В силу этого интерес к профессионализму заставляет нас взглянуть в область массовой культуры, где так или иначе эта тема хоть и нечасто, но возникает и даже рефлексируется. В качестве трех источников, по-разному решающих вопрос о том, каким должен быть профи, мы обратимся к произведениям киберпанка (преимущественно книги Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга), сериалу о докторе Хаусе и обобщенному образу ведьмака Геральта из книг Анджея Сапковского и игровой трилогии от студии CDProject.
Может показаться, что логика рассуждения неверна: сперва речь идет об образе будущего, затем о настоящем, а затем о фэнтезийном прошлом. Однако такой порядок отнюдь не случаен, если помнить, что киберпанк осмыслял будущее из 70-90 гг., замысел сериала актуален для проблем конца 90-х - начала 00-х, а рефлексия над мотивацией ведьмака идет на протяжении 30 лет (с 1986 по 2016 год).
Подробный разбор всех трех примеров
читайте на сайте