Затянувшийся переход: об истоках упований и веры в учебник.

Aug 05, 2016 02:54

Немецкий просветитель XVIII века Георг Кристоф Лихтенберг писал: «Больше, чем золотом, мир изменен свинцом, притом свинцом не из дула ружья, а свинцом из наборной кассы». Эта фраза воплощает веру в силу печатного слова, веру, из которой по большому счету и происходит современное образование. Впрочем, Лихтенберг остроумно умалчивает о том, насколько ( Read more... )

критика культуры, наука, Джон Локк, понимание, эмоции, философия, Просвещение, чувства, Декарт, Дамасио, история, разум

Leave a comment

Comments 10

adzhaya August 5 2016, 06:42:46 UTC
Разбор "Ошибки Декарта" пропустила, конечно, - по причине позорного незнания трудов Декарта и основ их критики.
Но первой частью текста наслаждалась, тем более что она применима к рассуждениям о разнице между авторским и попсовым кино.
Надеюсь, "люди текста" никогда не станут большинством. "Люди опыта" выглядят надёжнее.

Reply

shmandercheizer August 5 2016, 07:14:44 UTC
Ну собственно после того, чем закончилось Просвещение (а по мысли сразу нескольких поэтов и философов ХХ века оно закончилось печами концлагерей) как-то уже и не хочется светлого будущего из начитанных и светлых умов. Хотя "люди книги" нужны, хотя бы просто для того, чтобы время от времени сталкивать "людей опыта" лбом о те вещи, которые "не пощупать".

А насчет разницы между авторским кино и мэйнстримом, интересная мысль. Не думал об этом, но наверное, вот эта улучшающая переваривание гомогенизация действительно в поп-кино выражена еще сильнее.

Reply


sveshinieks August 5 2016, 15:01:10 UTC
С удовольствием почитаю, когда Вы поставите кат. Иначе я буду считать, что Вы меня вынудили его прочесть.

Reply

shmandercheizer August 5 2016, 17:32:10 UTC
И верно. Видимо или забыл, или настройка слетела при редакции. Исправил.

Reply


pryczony August 6 2016, 13:43:17 UTC
спасибо. но понятие учебника я бы взял в кавычки, чтобы подчеркнуть его условность. да и классическое просвещение, скорее, работает с энциклопедической статьей. Википдия здесь достаточно удачный пример, на мой взгляд - деконтекстуализированное полуанонимное знание

Reply

shmandercheizer August 6 2016, 15:50:14 UTC
Мне как раз это показалось излишним, т.к. любой учебник или самоучитель - это и есть условность. То, что учит и тот, кто учит - это очень широкий круг вещей, определяемый лишь контекстом. Но как только желание учить находит себе место еще и в форме или структуре, тогда мы имеем учебник без всяких кавычек, даже если он сам себя так не называет.

А вот насчет Просвещения все чуть сложнее. Энциклопедическая статья - это красивый фасад, которым сами просветители любуются (собственно это то, что отражено в учебнике о Просвещении). Но реальное просвещение - это по большей части совсем другие тексты (моралистические побасенки и агитки о пользе мыла). Т.е. по языку, символике и подаче это намного ближе к ростопчинским афишам и антивоенным карикатурам 18-19 веков, чем к Википедии. Поэтому-то, я и захотел зацепиться за просветительский миф, ведь сам он не хочет увидеть широту спектра собственных упрощений, выдавая за них - свою высшую точку (работа с определением феноменов - это почти или уже философия).

Reply

pryczony August 7 2016, 07:20:13 UTC
понятно. а тогда какие примеры из современной культуры можно привести? популярные блоги, статьи-лайфхаки?

Reply

shmandercheizer August 7 2016, 10:43:54 UTC
Очень многое: от нравоучительного тона глянцевого журнала до практических пособий, от психологических методичек ("как стать ...") до лайфхаков, от нативной рекламы до серьезных книг и научных статей, критикующих то, о чем понятия не имеют ("я Фрейда не читал, но не согласен).

Reply


kulturka_ru August 23 2016, 14:18:12 UTC
Сердечно поздравляю с днём рождения. Пусть новый год жизни будет радостным и творческим.

Reply

shmandercheizer August 23 2016, 19:49:57 UTC
Благодарю.

Reply


Leave a comment

Up