Кейс Эшли Мэдисон.

Sep 10, 2015 18:58

      Случай AshleyMadison.com - одно из наиболее громких событий вокруг соцсетей за последние 10 лет. Он интересен как своими масштабами, так и последствиями. Скандал по поводу этого сайта знакомств также можно рассматривать как яркий случай доксинга - публикации в Сети персональной информации, полученной из открытых ресурсов или с помощью хакерского взлома.



Кратко перескажу суть происшествия, поскольку отечественные сетевые СМИ уделили ему довольно мало внимания. В июле 2015 года хакерская группа Impact Team заявила о взломе известного сайта знакомств для женатых мужчин и женщин. Группа потребовала от владельца (канадской компании Avid Life Media) закрыть два сайта, угрожая в противном случае опубликовать персональные данные пользователей сайта. Объектами атаки стал портал AshleyMadison.com и дочерний сайт Established Men. Первый недвусмысленно предлагал своим пользователем легко и быстро завести связь на стороне (характерный слоган, запатентованный на нескольких языках: «Жизнь коротка. Заведи интрижку»). Второй в эвфемистичной манере обещал связать обеспеченных мужчин с молодыми и красивыми девушками для «стиля жизни, который им нужен». Любопытно сразу отметить, что никаких претензий хакеры не выдвигали в отношении второй «дочки» Эшли Мэдисон - сайта Cougar Life, рассчитанном на встречи разведенных и одиноких женщин в возрасте с молодыми юношами (женщины на этом сайте именуются пантерами, а юноши - жеребцами).

Суть претензий оказалась двоякой. С одной стороны, неизвестные обвинили данные сайты в потакании сомнительному с точки зрения морали поведению. Однако с другой стороны, не меньшее негодование вызывало то, что ALM ведут по сути мошеннический бизнес, так как сайт не мог обеспечить уровень безопасности, который обещал, а также обманывал своих пользователей во многом другом (о чем будет далее). Компания, заработавшая на Эшли Мэдисон только в прошлом году более 100 миллионов, решила требования проигнорировать, и в августе в свободный доступ попала база данных на 32 миллиона пользователей, содержащая адреса почты, сексуальные предпочтения, историю платежей и другую конфиденциальную информацию. Спустя некоторое время в Сети появилось также интервью с группой Impact Team (данное сайту Motherboard), а затем еще два больших дамп-файла, содержащих информацию не только о пользователях (включая их IP-адреса), но и о работниках ALM (например, их переписка).



Итак, что же интересного предлагает нам этот случай? Для удобства я разделю свою аналитику на три блока.

Что мы узнали о людях, благодаря Ashley Madison?     О чем нам могут рассказать 32 миллиона аккаунтов, созданных за последние 7 лет на платном сайте, обещающем легкую измену? Как ни странно, о многом.
      Любой, кто немного понимает разницу в психологии полов справедливо бы предположил, что на сайте преобладали мужчины, но реальные цифры удивили всех. Среди настоящих аккаунтов оказалось 90-95% принадлежащих мужчинам. В первую очередь это говорит о том, что весь бизнес Эшли Мэдисон строился на обмане, в т.ч. на фэйках женских аккаунтов (вскоре после скандала нашлись и те, кто непосредственно этим занимался по заказу компании). Несложно прикинуть каков бы реальный шанс найти интрижку на этом сайте. Но поскольку бэкграундом нашей культуры остается христианство, то это мало что меняет. Обращаясь к тем, кого затронула эта история участники Impact Team очень тонко акцентируют условность различия между фактом измены и намерением: «Возможно, что ваш мужчина имел аккаунт на крупнейшем мировом сайте для измен, но не изменял вам. Он просто попытался. Если это различие имеет значение».



Интересно было бы провести анализ возрастной и профессиональной принадлежности этих мужчин (все-таки не все делают это через сайт). Пока же можно отметить две вещи. Во-первых, это мужчины, которые купились на слоган «Жизнь коротка. Заведи интрижку». В данном слогане есть что-то от шантажа (твое время на исходе, не думай - паникуй и действуй как тебе говорят) и одновременно ключ к самооправданию (один раз живем). Во-вторых, это в значительной части мужчины, которые плохо понимают женщин. Я думаю, большинство этих людей - самовлюбленные эгоисты, которые и не пытались понять своих партнерш. Попытка обеспечить себе свидание по быстрому свидетельствует о непонимании того, чем и как можно заинтересовать женщину, поэтому они и надеются что за плату все за них сделает сайт. Например, по словам Impact Team около трети картинок из внутренних сообщений на Эшли Мэдисон - это фотографии членов. Это попытка недалекого ума воспользоваться аналогией: мол, если мне женщина покажет себя обнаженной - это означает, что она меня хочет, значит, если я сделаю то же самое, это произведет аналогичный эффект на женщину (нет, не произведет: в лучшем случае - предстанете идиотом, в худшем - перед судом за харассмент). Но чем они действительно не думали, так это о том, что придется пережить их женам/мужьям при публичном разоблачении. Эта мысль очевидно успешно вытеснялась, учитывая тот факт, что за полгода до этого подобный скандал произошел с сайтом AdultFriendFinder.com (тогда в сеть утекли данные на 4 миллиона пользователей).

Еще одним поводом к шумихе вокруг Эшли Мэдисон оказались 15 тысяч аккаунтов с почтой в доменах .mil и .gov (домены управления американской армии и правительства). Для США подобные факты довольно скандальны, т.к. сразу бьют по двум темам - вопросу профессионализма управляющих и дежурной озабоченности «куда идут деньги налогоплательщиков». В отличие от фейковых аккаунтов известных людей (например, Тони Блэра) Агентству Associated Press не составило труда опознать по почте и IP многих высокопоставленных чиновников: среди них есть работники Конгресса, Белого дома, Департамента Юстиции и Департамента Национальной безопасности. Кроме того, супружеская измена является нарушением армейского регламента и для некоторых может быть чревата наказанием до года тюремного заключения с лишением наград. Как и в случае с обычными пользователями, данные о публичных людях дают возможность для их шантажа.

Что мы узнали о бизнесе, благодаря Ashley Madison?     В отличие от обычных соцсетей, где основной доход дают реклама и таргетинг, AshleyMadison.com приносил прибыль за счет платной системы любых действий на сайте. Чтобы читать/писать сообщения, вступать в чат пользователи должны были приобрести кредиты (цена пакета от 49 до 250 долларов). Даже за полное удаление анкеты нужно заплатить 19 долларов. Меж тем количество пользователей недвусмысленно свидетельствует о том, что продвижение у сайта было весьма эффективным. При 40 миллионах пользователей в 2014 году сайт принес 115 миллионов прибыли (что на 45% выше чем в предыдущем году). Однако в свете открывшихся фактов все это выглядит как откровенное мошенничество. Преобладание мужчин и женские фэйки - лишь часть обмана. По сведениям Impact Team только на услуге удаления информации компания поимела 1,7 миллионов долларов, однако свое обещание так и не исполнила: вся информация об этих аккаунтах сохранялась на бэкэнд-серверах. Еще большим надувательством звучит также и заявление технического директора ALM Тревора Стокса о том, что главным фактором успеха сайта оказалась защита персональной информации.



Именно это позволяет хакерам выступать в качестве защитников потребителей и поборников добросовестных правил бизнеса. В уже упомянутом интервью они сообщают, что довольно долго тайно присутствовали на сайтах. Одна из причин перейти к действиям была в том, что компания продолжала наращивать количество клиентов, абсолютно не заботясь об их безопасности. Действительно любая другая хакерская компания могла бы начать шантажировать пользователей, получив легкий доступ к конфиденциальной информации. «Мы сделали это, чтобы не допустить появления следующих 60 миллионов пользователей. Avid Life Media похожи на торговцев наркотиками, которые злоупотребляют зависимыми людьми». Деятельность сайта Established Men они также сравнивали с проституцией и торговлей людьми. Даже если это и преувеличение, нельзя не признать, что с моральными границами у высшего звена компании были явные сложности. Например, как свидетельствуют данные переписки компания разрабатывала мобильное приложение для оценки чужих жен.

Impact Team отказались от принятия ответственности за все последствия доксинга. В обращении к пользователям Эшли Мэдисон в частности было следующее: «Нашел себя тут? Люди из ALM подставили тебя. Они лгали тебе. Подавай в суд на них и требуй возмещения убытков. Потом вернись к своей жизни. Учти уроки и измени то, что надо изменить. Это нелегко, но ты справишься». Конечно, некоторые любители адюльтера получили свой урок, но еще больший урок был преподан IT-индустрии. Этот случай может оказаться одним из сильнейших ударов по интернет-бизнесу со времен краха доткомов. Дело в том, что на фоне финансовых успехов Эшли Мэдисон и ее дочек компания ALM собиралась осенью выйти на IPO на Лондонской бирже (это бы принесло компании по предварительным оценкам около 200 миллионов долларов). Скандал подрывающий репутацию фирмы, который происходит всего за несколько месяцев до публичного размещения акций - уже не кажется случайностью. Многие даже строят на сей счет конспирологические гипотезы. По версии же самой компании хакеры сделали это потому что могли и потому что видели в этом злую шутку (доксинг и правда зародился на форумах, вроде 4chan, чисто «ради лулзов»). Также служба безопасности ALM предполагает, что злоумышленникам помогал кто-то из сотрудников компании.

Последнее на мой взгляд ближе всего к сути проблемы. Вряд ли мы здесь имеем дело с каким-то моральным фундаментализмом. Точно так же кажется искусственной версия о том, что это было сделано ради шутки или ради прямой выгоды (тогда был бы шантаж). Я предложу свою довольно вольную гипотезу: все произошедшее очень похоже на месть. В этом свете не лишено смысла заявление о том, что кто-то из сотрудников замешан. Точно также и удар перед IPO предстает рассчитанным адресным сообщением. Как однажды заметил Бэнкси у человека есть четыре основных потребности: «еда, сон, секс и месть». Корпорации сами плодят десятки и сотни обиженных людей. Причем психологически достоверным кажется и то, что у человека, проработавшего в сфере выкачивания денег на теме потворства адюльтеру, немного больше причин испытывать сильнейшее неприятие к аморальности данного предприятия. Так что мне представляется наиболее вероятным то, что к взлому причастна группа, состоящая из тех, кто имел личные мотивы и тех, кто обладал нужными знаниями. Явный антикорпоративный посыл содержит и обещание Impact Team продолжать работу в этом направлении. В качестве будущих целей они упомянули не только сайты, но и «любые компании, которые делают сотни миллионов прибыли на боли других, на секретах и лжи». Возможно это будут и коррумпированные политики.

Попытки ALM замять скандал, в т.ч. отправляя жалобы в Твиттер и Фейсбук на посты, содержащие информацию с сайта, результата не дали. В данный момент к поиску хакеров подключены не только официальные органы, но и добровольцы, которым обещана награда в 500 тысяч долларов (за информацию, которая поможет в поимке). Однако вне зависимости от того, поймают их или нет, можно определенно констатировать, что в ближайшее время доверие ценным бумагам интернет-компаний упадет, а предварительные оценки аналитиков перед IPO станут еще более жесткими. Впрочем, дураков, готовых нести свои деньги, купившись на яркий маркетинг, все еще предостаточно.

Что мы узнали о современном обществе, благодаря Ashley Madison?     Как это ни странно, но скандал вокруг Эшли Мэдисон подтверждает многократно высказанную идею о том, что скандала (в старомодном смысле слова) больше не существует. На деле одинаково удручают и гиперболизированная реакция ханжей, и попытки обосновать запланированное устаревание морали. С одной стороны, доксинг ставит нас лицом к лицу с тем, что по большей части грехи современного человека унылы и обычны: порнография и мастурбация, адюльтер и быстрый секс, мелкие подлости и невинные шалости в реальности и Сети. С другой стороны, люди нуждаются в осуждении некоторых явлений (в т.ч. и повседневных) - это поддерживает некоторые границы, спасающие от еще большей невротизации.



При этом медиа время от времени создает «скандалы», но лишь для привлечения внимания. Те, кого история коснулась и весомо, имеют все шансы пережить экзистенциальный опыт (по неподтвержденной информации двое канадцев покончили с собой из страха публичного осуждения), но в массе своей интернет-общественность получила лишь еще одну тему для сплетен и шуток. Твиттер-шутники резвятся уже второй месяц, журналисты наслаждаются чужими страданиями в прямом эфире, а некоторые и вовсе будут использовать эту информацию для того, чтобы третировать коллег или соседей. Почти никто не хочет замечать тот факт, что капитализм одинаково успешно снимает сливки и с обмана, и с разоблачения. Ведь современной экономической системе важно чтобы вы были не удовлетворены и пытались заглушить эту нехватку потреблением. И лучше если вы будете одиноки при этом.

Вполне ожидаемо, что ни один подобный сайт не закрылся, осознав свою ответственность. Столь же ожидаемо, что представители ALM в ответ на разоблачение выбрали стратегию запирательства. Она явно звучит в попытке ответить на моральное негодование риторикой, также обращенной к морали и праву. В частности, в публичном заявлении компании говорится следующее: «Преступник, или преступники, вовлеченные в это, назначили сами себя моральными судьями, присяжными и исполнителями приговора, и пытаются навязать свое понятия о добродетели всему обществу». Стоит заметить, что подобный ход не сработает, сразу по ряду причин. Во-первых, потому, что осуждение главным образом направлено на компанию, а не пользователей: «Мы не шантажируем пользователей. Avid Life Media шантажирует их». Более того, хакеры используют очень убедительный ход: они публикуют правду, но не становятся судьями. Право знать и самому судить (особенно если тебя это коснулось) - гораздо сильнее звучит, чем то, что промямлили корпоративные копирайтеры. Во-вторых, еще и потому, что суждения в духе «А судьи кто?» адекватно смотрятся только от лица людей достойных стать судьями, но отнюдь не тех, кто вынужден оправдываться.

Меж тем очень многие люди (и те, кого коснулось это, и сторонние наблюдатели) по разным соображениям приняли сторону осуждающих сайты такого рода. Чтобы уйти от крайностей в оценке происходящего в Сети, важно понять, ЧТО именно делает такой сайт? «Дает возможность тем, кто уже решился на измену» - слишком обтекаемая формулировка, чтобы быть правдой. Интуитивно люди прекрасно понимают, что увещевания о том, что каждый сам выбирал то, что с ним произошло - не вполне правда. То, что многие люди - идиоты и мудаки не блещут умственными и нравственными добродетелеями, что их никто не заставлял регистрироваться на сайте для измен - в целом хорошее оправдание для того, кто вынужден работать на ALM или им подобных. В жизни все немного сложнее. Хотя люди и сами выбирают, это не снимает ответственности с тех, кто создает предложение. И логика здесь даже не экономическая, а психическая: люди легко заражаются чужими желаниями, а доступность (и чужой пример) определенного поведения воспринимается именно как желание другого. Рекламируя (довольно агрессивно) свою деятельность, которая обещает легкость измены, конечно, они прекрасно понимали, что не только потворствуют уже сформировавшемуся намерению, но и сами его формируют.



Кроме того, определенное раздражение такие сайты вызывают и по иной причине: они сами по себе повышают уровень невротизации даже у тех, кто не особо рвется порицать внебрачные связи. С одной стороны, тем, кто создают образ невротика, который действительно реализует свои потаенные желания (тем самым усиливая внутреннюю вину тех, кто не делает этого). С другой стороны, сама легкость и доступность поиска партнера по адюльтеру тоже может означать повышенную тревогу. Представьте себе среднего мужчину (который скорее всего носитель обсессивного невроза разной степени выраженности). Обычно такие люди бессознательно понимают, что не все фантазии должны сбываться, поэтому защищаются от их реализации разными способами (например, через завышенные требования, которые сводят к минимуму шансы найти партнера). Зарегистрировавшись на сайте, он ослабляет эту защиту, зато в отношении с женой придется лгать и напрягаться больше, чем раньше. Кроме того, он еще и рискует получить удар по нарциссизму, если его не сочтут достойным.

Еще раз повторюсь: люди нуждаются в осуждении некоторых вещей для поддержки символических координат своего существования. Но когда эти границы задевают, слишком часто начинается «охота на ведьм». Уже сегодня заметен странный тренд: измена и ей подобные явления как бы переносятся в Сеть (когда это происходит по-старому, масс медиа это просто не интересует), с обвинением последней в том, что она и есть причина. И хотя подобное звучит как «перевод стрелок», скандал с Эшли Мэдисон показывает, что доля истины в этом есть: многие вопросы субъективности и желания в Сети проявляются острее и явнее. А значит, и манипуляции тоже становятся легче. И это одна из причин почему я собираюсь детально изучать этическую проблематику в интернет и современных медиа.

В качестве резюме отмечу вот что. Этот случай в очередной раз показывает, что для большинства пользователей анонимности в Сети не существует. Более того, весьма вероятным последствием такой иллюзии могут стать не только финансовые проблемы, но и моральное осуждение. Этическое звучание доксинга на мой взгляд будет только усиливаться и провоцировать новые события (как в свое время публикация досье на разработчицу игр Зои Куинн спровоцировало GamerGate). Возможность медиа влиять на наши установки (политические, этические, эстетические) вызывает и будет вызывать реакцию. Террор порождает ответные акты терроризма. Моральный дискурс в данном случае может быть и поводом, и причиной, и оружием.
      Любопытно в этой истории и то, что моральный релятивизм даже сегодня многих раздражает. Почему? Возможно определенный свет на это прольет детальное исследование разных случаев моральных дилемм и конфликтов в Сети. Пока же можно отметить, что опыт общения в Сети, хотя кое-чем и отличается от опыта в реале, все-таки тоже как-то структурирован. В эти структуры легко вписывается разнообразие вкусов и идентичностей, но это отнюдь не ведет к релятивизму. Интернет-сообщество в значительной степени не любит «моралфагов», но и к оправданию нечестного поведения также относится негативно. На мой взгляд случай Эшли Мэдисон как раз наглядно показывает, что в силу ряда обстоятельств (в т.ч. это дискурс о свободе определять свои ценности) современные медиа склонны игнорировать некоторые этические аспекты своего звучания. И это чревато проблемами, потому что для людей они все так же важны.

ханжи, критика культуры, антропология, media, соцсети, невроз, анализ повседневности, сетевая психология, социальщина, этика, кейс

Previous post Next post
Up