К проблеме акта (или снова про вагонетки).

Jan 22, 2015 17:23

      Занимаясь проблемой этики выбора и поступка в компьютерных играх, я естественно попытался найти уже существующие разработки данной темы. Вскоре я обнаружил, что вплотную к ней подошла современная прикладная этика, а точнее так называемые moral studies, изучающие принятие моральных решений и включение в этот процесс (moral engagement). Эта ( Read more... )

наука, эмоции, критика, субъект, философия, воображение, лакан, аффект, выбор, этика, геймер, игры, поступок

Leave a comment

ppetrovichh February 27 2015, 14:18:59 UTC
Даже в случае "сферической вагонетки в вакууме" у стрелочника, осуществляющего сей судьбоносный выбор, имеется возможность ввести "стрелку" в "мерцающий" режим, и таким образом поставить вагонетку в состояние буриданова осла, который сам не знает мотивов своего выбора.
Вообще-то в самой "стрелке" заключена возможность слома ситуации, когда на ней гибнет только вагонетка, разрываясь между поставленными выборами.
Проще всего стрелку взорвать. Причём ещё до подхода вагонетки.
Да понятно, что не о физике речь, а о морали)
Физика в данном случае никому не интересна.
Стрелочнику предписывается возможность выбора строго между двумя состояниями: переводить или не переводить стрелку. Другие способы обмена информацией с окружающей средой (с тупыми пешеходами) запрещены.
Бездействие аморально (ИМХО) даже с христианской точки зрения. Выбор между плохим и ещё более плохим не оставляет христианину вообще никаких шансов. Значит, ему остаётся манипулировать стрелкой со всей возможной частотой, полагаясь на случай, который, как известно, в руке Господа Бога, и на милость Его. Т.е. стрелочник должен работать как карла, не покладая рук и молитв, не особо поглядывая на состояние самой стрелки)

Вообще-то сама постановка мысленных экспериментов над человеком уже опирается на некую задаваемую (кем-то, кто "выше" экспериментатора) этику. Т.е. формулировать задачу можно по-разному.
Но в реальности чаще всего у стрелочника нет возможности предвидеть и просчитывать варианты, поскольку взгляд его довольно ограничен, и он не видит дальше своего носа. Он просто может знать, что вне зависимости от его действий может случиться нечто ужасное, поскольку он видит, что телега неуправляема (или так ему кажется). А вот что разгоняет или тормозит эту телегу - этого в данной постановке вопроса как-то и не предусмотрено. Закон, управляющий телегой, упрощён до крайности: движется, набирая скорость, и баста.

Reply

shmandercheizer February 27 2015, 14:46:57 UTC
Собственно "вагонетка" появилась как попытка что-то упростить. На деле, проблемы включают десятки факторов, в т.ч. внеморальные.
Чтобы понять, что действительно хотели понять в прикладной этике, замените вагонетку на возможность трансплантации органов. Стоит ли позволить одному умереть, чтобы спасти пятерых? Стоит ли ждать или принимать решения? Стоит ли учитывать мнение родственников, общества или мировоззрение самого пациента? Стоит ли предпочесть 5 шансов (если считать, что пересадка не дает высокой вероятности выживания) одному? Стоит ли доверять мнению специалиста или желанию и надежде пациента, ожидающего орган? И т.д. Т.е. проблемы постепенно конкретизируются - двигаясь от морали к реальности. Проблема только одна - никакое сколь угодно компромиссное решение "дилеммы вагонетки" не может ни удовлетворить всех, ни подвести человека к поступку.

Reply

ppetrovichh February 27 2015, 15:40:45 UTC
Ну тогда эта узкая прикладная этика не будет единой, приемлемой для всех. Она будет зависеть от того, 1)кто прикладывает, 2)к чему прикладывает, 3)с какой целью прикладывает. И если снять все ограничения вообще, то тогда и вовсе красота. Полная свобода и толерантность. Любая система отсчёта равноправна со всеми прочими. И последствия несовпадений других систем отсчёта с моей системой, к примеру, меня мало волнуют. Если эти последствия для меня благоприятны, значит, я прав. Если последствия неблагоприятны для меня, - то я всё равно прав. И никто этого моего права отнять не вправе. Просто мне не повезло. Нет, ничего личного, просто бизнес между толерантными, цивилизованными системами. Одним везёт больше, другим меньше. Какая тут прикладная этика может быть, если я всегда прав? Одинаковые бильярдные шары, случайные столкновения. Никто не знает, кто их привёл в движение. Вот и вынуждены крутиться как-то. В меру своей ограниченности. У кого-то ширше кругозор, и он достаточно далеко "способен рассчитать", у кого-то уже. Или так кажется(опять же от системы зависит)

Другое дело, когда есть Эталон, или Единая Система Отсчёта. Он может подвести к поступку. Но опять же - не может удовлетворить всех. Потому что все не обязаны принимать этот Эталон. Свобода воли потому что.
С этого и начинается выбор, по-моему.

Reply

shmandercheizer February 27 2015, 21:10:06 UTC
Вы довольно верно поняли суть.
Действительно, прикладная этика и была придумана, чтобы перевести моральные дилеммы в "юридические". То есть дело даже не в толерантности, а в своего рода экспертократии (которая постепенно вызревает на Западе). Более того, одна из идей современной англо-американской этики - это идея так называемой "моральной удачи". Дескать, иногда наши поступки хороши или плохи, потому что так случилось. Яркий пример - война. Победитель за убийства получит медаль и славу, проигравший - Нюрнберг или Гаагу.

Reply

ppetrovichh February 28 2015, 11:05:20 UTC
Я понимаю довольно узко и односторонне)
Экспертократия Запада, как это ни прискорбно, проистекает из протестантизма. Тоже ведь вроде христианство. И так безобидно начиналось, и гугеноты были жертвами злобного католичества, и т.д.
Вообще страшные вещи начинают происходить, когда подобные эксперты сбиваются в стаи. Тут на помощь приходит уже грубая сила, которую лицемерно называют "моральной удачей". Какая же тут свобода рынка и прочие демократические достижения, когда всё это регулируется подобной "прикладной этикой" избранного круга единомышленников. А сбиваются они в стаю именно из прагматизма, он просто заложен в протестантизме.

Reply


Leave a comment

Up