Метафизико-Аллергические реакции

Oct 14, 2008 13:06

Что-то кругом все чешутся и зудят. У кого - обычная чесотка, у кого - метафизический зуд. Мир временами похож на конкурс скоростного поедания бургеров - все куда-то спешат, давятся и при этом делают лица полной серьезности и значимости происходящего. А я видимо ушел в осенний дзен. Потому-то мне и говорят: А ты чего, мол, даже не чешешься - ищи деньги, работу, время и бремя! Аллергия на бездействие - это тоже не хорошо, потому что как всякая аллергия есть по сути болезненная и нездоровая реакция.
А кстати говоря, поделюсь радостью - я этим летом избавился от аллергии.

Это я все к тому, что недавно отредактировал статейку об аллергии, и прямо-таки сейчас ее и выкину. Нате.

Аллергия.
Это заболевание, громко заявившее о себе в ХХ веке и грозящее стать чуть ли не нормой - в нынешнем. Аллергия - это повышенная или извращенная чувствительность к какому-то веществу (в основе этого слова др.греч. корень «аллос» - другой, именно его мы не принимаем). Также аллергию относят к заболеваниям, связанным с иммунной системой. Т.е. аллергия - это даже не столько дисфункция, сколько системный эффект - общая результирующая организма, его стимулов и ответов, его внутренних противоречий. Еще в начале двадцатого столетия Вирджиния Вулф сказала, что человеческая телесность изменилась: сегодня мы ощущаем себя телесно-чуждыми этому миру. Неудивительно, что наш организм болезненно реагирует на, казалось бы, вполне обыкновенные материалы, продукты. Аллергия сродни раку: если тот - беспричинный бунт одних групп клеток против всего организма, то аллергия - странное противление организма внешней среде (причем ее вполне обычным и миролюбивым проявлениям).

Также как наш организм сегодня чувствует себя чуждым окружающему, так и наше социальное тело начинает страдать различными формами социальной аллергии: от легкого раздражения до полного неприятия Другого. И резкий всплеск массовых деклараций толерантности - не есть ли (защитный) симптом, говорящий нам о возросшей социальной аллергии? Ведь социальная аллергия способна перерасти в более серьезные формы социального, индивидуального или патологического аутизма. Также опасна она и противоположной тенденцией: рьяным и неограниченным вмешательством в жизнь и даже природу другого - от попыток его ассимилировать, подвергнуть селекции и евгенике и вплоть до самых радикальных форм дискриминации по какому-либо признаку.

Сложно сказать является ли специфическая психология аллергика причиной или следствием его проблем. Однако очевидно, что аллергик часто испытывает отвращение к кому-либо, он с большим трудом приспосабливается к людям или ситуациям. Такой человек обидчив, постоянно видит себя в качестве объекта агрессии, а потому превышает необходимую степень самообороны. Одновременно симптоматика аллергика - неплохой способ привлечь внимание к своей «ущемленной», «чувствительной» натуре. Как объясняет популярный психолог Лиз Бурбо: «если ты страдаешь от аллергии, значит, в твоей жизни повторяется определенная ситуация, которая тебя привлекает и одновременно отталкивает, или есть человек, по отношению к которому ты испытываешь неприязнь, но в то же время добиваешься одобрения с его стороны». В конечном счете, разве эта формула не описывает невротический опыт практически любого современного человека?

В еще более широком смысле аллергия - это раздражение; современный человек просто живет им. Он - человек «без кожи», открыт любым воздействиям: реклама, масс-медиа, идеология не могут оставить его в покое. Максима нашего мира: Ты должен это чувствовать, ты должен вос-Принимать. Само собой, в таком виде человек не может не создавать защитных аллергических реакций на инаковость других, на социальную вовлеченность, на всеобщую консумерскую повинность.

В итоге всякая наша реакция становится в каком-то смысле аллергией: мы выходим из себя из-за дорожных пробок, порванных колгот или чьих-то неприятных слов, мы отвечаем на стимулы совершенно неравноценными действиями - и напротив, реальные раздражители (трагедии, страдания других, явные угрозы жизни и здоровью) нас совсем не задевают. Но главная «аллергическая» проблема современности - это Другой, некто иной, чем я. Мы живем в обществе прогрессирующего аутизма и нетерпения, всякий Чужой (приезжий на улице, техник у вас дома, незнакомец в привычной компании) тотчас вызывает у нас смущение и раздражение (как минимум). И в таком обществе аллергия выполняет сразу две противоположных функции - универсализующую и индивидуализирующую. Первая унифицирует наши реакции и используется государственными и прочими институциями для контроля. Вторая напротив ведет к индивидуализации и выламыванию из заданной среды. Но какая из них станет для вас решающей неизвестно.
Однако в любом случае индивид окажется в проигрыше: «задолбанный со всех сторон» человек, растративший силы на борьбу с иллюзорными раздражителями (какая там борьба за идеалы, тут даже не до рефлексии), - идеальный объект для манипуляции.

Этой теме можно добавить еще более обширный разворот - почему мы собственно не принимаем свою жизнь во многих ее проявлениях и аспектах? Почему наше мировоззрение имеет тенденцию к редукции, упрощению и исключению, вместо того чтобы быть открытым миру и жизни во всем ее богатстве? Еще первые критики метафизической традиции Нового времени отмечали, что, отворачиваясь или стараясь подчинить порядку многообразие жизни, мы в первую очередь вредим самим себе - плодим страхи, ущемляем свою натуру, готовим будущие катастрофы.

Почему мы не можем полно и насыщенно проживать свою жизнь? Причем, снова напомню, именно в ХХ веке, когда, казалось бы, возникает гораздо больше возможностей у людей, прогрессирует сей метафизический недуг. Тут можно провести аналогию с одной близкой темой. Считается, что именно с развитием материального благосостояния и комфорта в связи с техническим прогрессом в западном обществе все более стали заметны упадок духовной культуры и атеистическое мировоззрение. Дескать, люди могут вполне достойно прожить «эту жизнь», а потому им ни к чему вера в иную. Подобное представление, однако, находит противоречие как раз в тенденциях эскапизма, аллергий и вообще довольно анемичного образа жизни современного среднего жителя. Более того, оно явно несправедливо в отношении «верующих» эпох. Даже если взять период упадка Средневековой культуры, то можно отметить, что вера в «другую жизнь» там не ослабевала. Если обратиться к трудам такого общепризнанного медиевиста как Хейзинга, то можно понять следующее. Несмотря на обширную поэтику уничижения мира и этой жизни, вместе с тенденциями разочарования в религии, вера в иную жизнь оставалась естественной чертой средневекового человека. И здесь я думаю нужно сделать кардинальный переворот в мысли: именно более насыщенное проживание своей земной жизни, знание ее радостей и тягот делает возможной подлинную веру в другую жизнь. Т.е. только тому, кому была интересна его жизнь, желанной становится и другая - загробная. Отсюда неутешительный приговор современному человеку: он не желает другой жизни, ибо не может прожить и эту «как следует», он скучает и мается, а не живет. А поэтому аллергия как метафизическая напасть - лишь проявление фундаментального отторжения жизни. Но здесь есть еще один - относительно положительный нюанс. Да, нам практически неведома сладость запрета и греха, наслаждение простым досугом, добрым ужином, незатейливой беседой у жаркого камина, интенсивность страстей, гнева, плача, религиозного восхищения. В современном мире «вседозволенности» человек (для восстановления некой этической внутренней гармонии) сам вносит себе ограничения и запреты, причем непосредственно своим организмом, его болью. Что интересно, аллергия как раз очень часто связана именно с тем, что человек любит больше всего. В этом смысле разве не очевиден и банален вывод все той же Лиз Бурбо - «если ты страдаешь от аллергии на какие-то продукты питания, это, возможно, говорит о том, что тебе трудно признать за собой право наслаждаться радостями жизни»? Но также важно признать, что мы не можем оставаться людьми - не имея рамок, не ограничивая себя, не очертив зону ответственности и поступка, ибо человек - этическое существо, т.е. способное на (настоящий) поступок.
Но существенной причиной этой проблемы, на мой взгляд, является, конечно, то, что современный человек потерял непосредственное ощущение жизни, проживания, ощущения и осознания мира, которые в первую очередь проявляются в чудовищной диссоциации ума и тела. И разве даже обычная аллергия не есть для тела тоже, что для разума - шизофрения?

философия, тело, критика, анализ повседневности, аллергия

Previous post Next post
Up