Интервью

Feb 22, 2013 20:31

На этой неделе мне довелось давать интервью. Впервые. О стрит-арте. Ну как интервью: получил вопросы, посидел с полчаса накидал ответы. Потом подумал, и еще часа полтора делал текст ясным, со всеми нужными пояснениями дополнениями. Отправил текст. И забыл, потому что было не до того: жена с дочкой в больнице, в универе - очередной бюрократический маразм. Еще и проспал, опоздав на работу больше чем на час. Телефон чудит, включаясь и выключаясь по собственной воле. И посреди этого дня, на этот дурной телефон вдруг начинают приходить сообщения от друзей - мол, стал ты знаменитым. Не уверен, что стал, и еще меньше уверен, что заслужил. Однако теперь вот еще и местное ТВ мной заинтересовалось. Я же, немного поразмыслив, решил, что пока не заинтересован в таком развитии событий. Главная причина в том, что все-таки сильно смущает меня журналистский взгляд - чересчур они упрощают. У них либо ты гад, либо герой. Либо молодой и талантливый, подающий одежды, художник, либо хулиганствующий маргинал, обостряющий социальную обстановку (согласно Теории разбитых окон).
Я же к стрит-арту имею очень поверхностное отношение. Во-первых, я его изучаю, интересуюсь и пытаюсь понять сей феномен. И лишь во-вторых, я делаю кое-какие трафареты, просто потому что на уровне интуиции ощущаю необходимость что-то делать в этом направлении. Без каких-либо отсылок к искусству, как пролетарий, который одновременно осознает некоторую значимость своей работы и получает от нее удовольствие. Не творчество и не хобби, а желание, долг и работа.
Впрочем, первое интервью получилось весьма удачным, возможно, потому что участие журналистки было минимальным. Однако выбор фотографий - это писец, уважаемая редакция. Самые закосяченные (особенно Чехов, на которого без боли и порицания исполнителя, смотреть нельзя). В любом случае даю ссылку: http://barnaul.fm/2013/02/20/prosveshhennyj-vandalizm/
Ну а ниже приведу свой изначальный текст, с некоторыми более поздними личными вставками, т.е. такой текст, который я бы действительно озвучил, если бы не равнялся на восприятие аудитории.


1) Почему из всего многообразия современных видов искусства ты выбрал именно стрит-арт? Как начинал, долго ли учился, много ли сил потратил?

Если вы можете выбирать - вы не захвачены. По большому счету то, чем мы будем заниматься, увлекаться - это не какой-то личный единовременный выбор, а сложная смесь случайности и повседневных решений. Какие-то впечатления идут с самого детства. Я помню, что тащился от советских мозаик и лепнин на зданиях. А первое воспоминание, связанное с трафаретом, относится к концу 80-х, когда мы получили участок в садоводстве. Осенью на грузовиках нам привозили картошку, и чтобы ничего не перепуталось, отец сделал трафарет с адресом и изящно, красной краской маркировал наши мешки для картошки. Это очень живое воспоминание и мне кажется оно не могло не повлиять.
Собственно стрит-арт - широкое понятие, которое объединяет разные техники. Я делаю трафареты. Трафарет - для тех, кто либо сам рисовать не умеет, либо кому нравится сама техника. Во мне оба условия совпали. Мне с детства нравится форма плаката, его отточенная ясность, яркость. Кроме того, трафарет за счет чистых цветов, отсутствия полутонов близок чем-то к классическим жанрам (например, средневековой фреске, иллюстрации или гравюре, или например, прерафаэлитам, символистам, экспрессионистам).
Начал рисовать я совсем недавно, в апреле 2011. Понемногу учился и учусь до сих пор, в основном на собственных ошибках. Главная причина почему начал рисовать - это стремление делать то, что хочется, не ограничивая себя мыслями вроде «а как?», «я же не умею», «другие лучше» и т.д. Еще в университете я решил для себя: если нет, например, хорошей статьи на тему, которой ты интересуешься, это значит, ты сам должен ее написать. Может хорошо сразу и не получится, но, по крайней мере, ты передашь некий импульс в мир. И может он чем-то и отзовется. Так, что рисуя стрит-арт, я скорее стремлюсь его популяризовать. У меня нет задачи быть оригинальным. Скорее, мне хочется спровоцировать людей - на мысль, на поступок, на минимальную эмоциональную реакцию. Потому как на что могут спровоцировать людей серые голые стены? - на уныние, душевную тупость и апатию? Э-э, спасибо, этого и так хватает.

2) Ты создаешь трафареты один или тебе кто-то помогает?

Вырезаю трафареты сам, ну а рисовать по городу помогают несколько друзей, увлекшихся
«просвещенным вандализмом» вслед за мной. Поначалу я пробовал рисовать один, но сильно мешает отсутствие дополнительных рук и глаз на затылке. Да и интереснее с друзьями. Летняя ночь отличное время для прогулки и хорошей умной беседы. А это одно из высших удовольствий, если верить Эпикуру.

3) Есть ли люди, признанные мастера, на которых ты равняешься, стремишься делать как они или лучше. Если да, то кто и почему?

Скорее нет таких. Очень многие повлияли когда-то или до сих пор вдохновляют, но равняться на них или соперничать - никогда не пытался. Во-первых, потому, что те, кто известны обладают своей техникой (за исключением разных шутов типа BrainWash), я - нет. Во-вторых, по-моему, это глупая стратегия - стремиться быть лучше кого-то. Нужно стараться быть лучше, чем сам был вчера.
Вообще в стрит-арте преобладают две традиции: англо-американская и континентальная (европейцы). Мне больше нравится первая (в ней меньше культуры, больше экспрессии, архаики), в каком-то смысле я ориентируюсь на нее. Хотя сам больше похож на художников второй традиции - трафаретчик с научной степенью.

4) Почему в Барнауле стрит-арт - это редкое явление? Неужели у нас мало художников-бунтовщиков, стремящихся украсить улицы города?

Я мало знаю наших художников, мало с кем из них встречался или общался. Но думаю, художников в Барнауле много, просто есть причины, почему большинство стрит-арт не привлекает. Во-первых, негативное отношение людей к рисункам на стенах: одних коробит сам факт нарушения правил, другие болезненно реагируют на то, что задета их собственность (или то, что они привыкли считать своим - например, свой двор). В итоге возникает явное противоречие: художник хочет высказаться, но сталкивается с теми, кто в упор не видит в стрит-арте никакого высказывания. А во-вторых, стрит-арт анонимен, что многих также не устраивает.
Получается, что если человек стремится быть художником в современном понимании, то ему стрит-арт явно не по пути. Художник сегодня - это образование и пиар. Есть, конечно, райтеры, ориентирующиеся на галереи и продажи, но я бы назвал таких ренегатами от стрит-арта.

5) Я упомянула стрит-арт в контексте бунта. Ты согласен с тем, что это скорее желание идти против правил, привлекать внимание, чем просто искусство ради искусства?

Я думаю, что бунт в очень малой степени способствует занятию стрит-артом. Ведь если видеть в нем только протест, то запреты и негативное отношение людей должны были спровоцировать настоящий бум уличного искусства. Но этого не наблюдается. Мне кажется, там, где важен протест сам по себе, там уже нет самовыражения. Ну что можно из протеста написать? Матерное слово или неприличный знак? Так, что я бы сказал, это скорее не протест или бунт, а дерзость, которая необходима для публичного высказывания.
Протест, кстати, хорошо продается, вот только он серьезно сужает разнообразие. Вот, например, еще десять лет назад было очень мало известных художников из Китая, но они были весьма самобытны (кто вдохновлялся древней культурой Китая, кто коммунистическими изображениями, кто современными западными стилями). Теперь их сотни, но почти все они с антикоммунистическим посланием. Скукота.

6)Чаще всего изображаются социальные, политические темы, потому что они вызывают большой резонанс. Лично тебя, что волнует больше всего?

Честно говоря, навязчивое желание многих художников быть остроактуальными и всюду вкладывать глубокомысленный «мессидж» - меня раздражает. Это очень похоже на болтовню того, кому нечего сказать или на желание «набить себе цену».
Мне кажется, что рисовать нужно то, что тебя по-настоящему цепляет и беспокоит. Однако как ни странно такую искренность чаще увидишь у людей, которые рисуют котиков, а не у тех, кто занимается социально-политическими темами. Работы Тимофея Ради или Паши 183 - это скорее исключение, чем правило.
Так что засилье политической тематики в трафаретах в России - одно из проявлений неразвитости стрит-арта. В том числе потому что люди в массе такие: они хотят чтобы им все разжевали (ко мне один раз ночью подошел гопник, когда я делал трафарет, и прямо спросил «А это против чего?»). Уличный трафарет, на мой вкус, пытается соединить в себе агитационную ясность и прямоту плаката со сложностью и многозначностью художественного образа. У нас же он пока какой-то одноногий - агитка есть, а вот образов, а тем более их многообразной интерпретации - нет.
Художник хочет быть актуальным, но если у него нет никаких собственных смыслов и посланий другим, то он за актуальность принимает злободневность. Это приводит часто к откровенной дешевке. Как в юморе есть 100% проходные темы, но они банальны и унылы. Кстати, нередко политический стрит-арт заказной, что делает его еще более жалким. К сожалению я знаю достаточное количество случаев, когда за небольшие деньги или просто возможность порисовать райтеры выполняют заказы полит.организаций (как оппозиционных, так и проправительственных). Так что где-то это протест, где-то просто попытка гарантировать себе внимание других, а где-то откровенная заказуха.
Я бы сказал, что пока в стрит-арте больше спекуляции на тему политики, нежели политизация. Политизация предполагает возникновение отчетливых групп, которые защищают свои интересы. Пока же четкой позиции нет ни у зеленых, ни у соц.групп, ни у национальных движений. Они есть только у нацистов и антифа, но с точки зрения эстетики это крайне убого все. Также с запада активно заимствуется антикапиталистическая риторика, при том, что большинство райтеров - выходцы из небедных семей, очень редко дети рабочих. Отечественный стрит-арт пока в поисках себя.

Хотя, конечно, обеспокоенность многими происходящими в нашем обществе вещами - одна из причин, почему я обратился к трафарету. Наиболее важны для меня, пожалуй, две взаимосвязанных темы.
Во-первых, это современное отношение к нашей истории. Меня пугает та легкость, с которой люди забывают или очерняют прошлое. Прошлое - такая штука, которая может давать силу, повод для гордости, вдохновение, идеи для развития, а может вызывать чувство вины, уныние и ужас. Все зависит от того, что вы сами предпочитаете в нем видеть. И мне кажется большой ошибкой то, что большинство выбирают второй путь.
Во-вторых, это тот образ жизни и восприятия мира, который навязывает сегодня всем нам. Особенно коробят слепой эгоизм, неуважение к труду и потребительское отношение ко всему. Итогом такого «воспитания» становится неспособность думать и безразличие, а в таких условиях нет никакого искусства, даже уличного. Как нет и общества.
В философии есть такое разделение - логика обмена и логика дара. При обмене должно быть равенство, эквивалентность (сколько ты мне, столько я тебе), а в даре - все сложнее. Логика дара предполагает, что ты не просишь ничего взамен, однако, если человек благодарен, то дар всегда побуждает к ответному, часто еще более ценному дару. Вот именно так я вижу и стрит-арт. Я делаю трафареты, не ожидая никакой материальной выгоды или славы. И в то же время я надеюсь, что кого-то мой пример подвигнет на большее. Ну, или хотя бы просто кто-то оценит мою работу (ведь симпатия - это то же дар).

7) Какой именно способ изготовления трафарета тебе близок. Ты сам их придумываешь или подсматриваешь идеи и воплощаешь их.

Техника для не умеющих рисовать (руками) проста: создаешь картинку в Фотошопе, распечатываешь, а затем либо сразу вырезаешь (тогда трафарет одноразовый), либо переносишь на другой материал (пленка, картон, самоклеющиеся листы или проклеенная скотчем бумага). Чаще всего возникает какая-то идея или картинка сильно цепляет, и тогда я начинаю искать - какими образами и текстом это можно выразить. Постепенно что-то складывается. Если впечатление слабое, то просто в какой-то момент становится лень продолжать. Так я понимаю, что действительно хочу сделать, а что нет. Сами же образы - беру в основном чужие, потом обрабатываю (что-то меняю, дополняю, компоную). Обычно это либо фотография, либо рисунок близкий по стилистике к трафарету. Иногда просто копирую чей-то трафарет, в котором вижу хорошую идею. Все эти заморочки с авторством и оригинальностью - для тех, кто хочет продать себя подороже. Ничего не имею против если кто-то возьмет мои трафареты или идеи и улучшит их.
В принципе я много думал, что мне было бы удобно работать с художником, который лучше смог выразить мои идеи, но пока такого сотрудничества ни с кем не сложилось. Пока сам себе художник. :)

8) Сейчас ты проживаешь в Новосибирске, расскажи, как там обстоит дело со стрит-артом?

В Новосибе со стрит-артом чуть-чуть лучше чем никак. Что даже странно, потому что большие индустриальные города - хорошая почва для уличных художников (столица стрит-арта в России - Екатеринбург). Я наслышан о нескольких интересных художниках и граффити-командах, но в городе их работ очень мало. Может, я не в тех районах бываю? Весь город изгажен рекламными трафаретами (наркота и соли, гастроли, такси и прочая муть), при том, что их делают едва ли не посреди бела дня.

9) Нет страха, что тебя поймает полиция? Ты не боишься выкладывать свои работы в интернет?

Возможность столкновения с законом не страшит, скорее нервирует. Проблема тут в том, что стрит-арт сам по себе никому не нужен (обычно квалифицируется как административное нарушение «мелкое хулиганство», а не по ст. УК «вандализм»), однако если полицейским дадут сверху отмашку найти «стрелочников», то ими легко может стать уличный художник. А экстремизм какая-нибудь липовая комиссия найдет в любом трафарете, даже с птичками и текстом «Мир. Труд. Май». Само взаимодействие с полицией - не сильно страшно (уже бывало), если ты к ним нормально, то и они тоже.
Есть и такие райтеры, кому нравится адреналин от того, что могут поймать. Для меня же это ненужные проблемы и помеха в работе. В этом смысле наибольшее удовольствие я получаю от другого: от запаха краски во время работы, от усталости к утру, от окрашенных рук и чувства удовлетворения от ощущения выполненной работы. Трафарет - все-таки вещь на грани между творчеством и производством. Я поэтому и не равняюсь на художников, ощущаю себя скорее пролетарием.

10) Как у любого изобразительного искусства, у стрит-арта есть свои законы жанра, ты стараешься их соблюдать или творишь что в голову взбредет?

Сложно сказать. Особых канонов нет. Есть лишь критерий - получилось или нет. Пожалуй, главный закон стрит-арта - это требование, чтобы твой рисунок или арт-объект вписывался в городскую среду. С этим как раз и сложно. Многие граффити и трафареты расположены очень неумно и криво. Для меня это тоже проблема, потому что я не живу постоянно в Барнауле. Когда живешь постоянно, видишь эти улицы, то начинаешь чувствовать, где какой рисунок будет удачным, уместным. Если же бываешь в городе лишь наездами, то сходу, ночью выбрать подходящее место очень сложно. Так что признаюсь - расположением многих своих работ я не очень доволен.

11) Наверное вопрос глупый и наивный, но я всё-таки спрошу - хотел бы стать русским Бэнкси? Это вообще возможно?

Скажем так: я очень трезво оцениваю свой потенциал. Поэтому и не претендую на какую-то серьезную славу. Однако мне весьма импонирует в Бэнкси его талант спровоцировать на мысль и поступок, и не только изображением, но и текстом. Так что я бы хотел, конечно, стать «голосом» русского стрит-арта, но пока для этого не сложились условия. То есть мне всегда хотелось не только делать стрит-арт, но и разобраться в этом феномене, понять его. Я ведь философ по образованию. И люблю свою специальность. Она - еще одна из причин, почему я решился заняться стрит-артом (философия учит дерзости).

я, стрит-арт, плакат, моя писанина, самореализация, самоирония

Previous post Next post
Up