Меланхолия сопутствует

Jan 21, 2011 00:52


В год столетия со дня рождения Эмиля Чорана.
Посвящается ему. В благодарность за поддержку.
Чем дальше я пишу, тем сложнее найти в себе четкое отличие между отбыванием каторги и увлекательным путешествием. Единственное, что заставляет меня выкладываться - это мои собственные ограничения, которые ощущаются как невозможность. Впрочем, жизнь и есть по словам Чорана вещь совершенно невозможная. Порой текст как сражение: достаточно ввязаться, а там будет видно, тем более что для этого часто достаточно случайно пришедшей на ум фразе или даже паре слов (как например, сегодня). И это видимо одна из немногих областей, где я никогда не боялся и не избегал поражения.

Я счастлив. Меня эта мысль посетила и она необычна, она словно яркий луч фонарика во тьме бегло шарит во мне, но не находит соответствующего чувства. Значит ли это, что она иллюзорна? Отнюдь, скорее ей не хватает действия. И поскольку я не знаю каким оно должно быть, то совершу то, что мне кажется наиболее уместным: я буду благодарен. Прямо здесь и сейчас.

Я благодарен тому, что являюсь самим собой. Никому, просто потому, что субъект ничему и никому не обязан за то, что он есть. В некотором смысле я прощаюсь с идеей предназначенного мне пути, вверяя себя случаю и тому, что я есть. По мысли Мориса Талейрана суть жизни как раз и состоит в «следовании своим склонностям, а не в поиске своего пути». Да, быть собой - значит, иметь собственную манеру заблуждаться. Но именно это уберегает от формул счастья, каждая из которых есть набор из шор, плетей, пряников и плотных штор на окна в мир. Ставка на худшее - так назвал это Лакан. Он отлично знал, что худшее - это мнение толпы о том индивидуальном, что не именуемо без полной потери смысла.

Я благодарен за свои обстоятельства. Сие не значит, что я ими доволен - увольте, мне есть чего желать. И все же… мои желания и стремления не омрачают обладания. Напротив, все что у меня есть - семья, дом, друзья, опыт и умения - все это я (наконец-то!) ощущаю как поддержку. Все-таки прав был Пруст, говоря, что взросление самый длительный, но и самый удивительный процесс в жизни. И есть в этом даже своя мистика (на которой паразитирует позитивное мышление и всяческие «Секреты»): мы действительно получаем то, что действительно нам нужно и в свое время, но лишь тогда, когда верим, что нам это важно.

Да, смею признаться, слова благодарности даются мне нелегко и это притом, что человек я крайне памятливый, а потому благодарный. Однако между чувством благодарности и словами благодарности - пропасть из воспитательной муштры и духа стыдливости, заставлявших меня кроить себя по фальшивым лекалами годами. Сейчас я чувствую себя свободнее, счастливее и тревожнее, потому как в жизнь избыточна, она не только возможность, но и требование. Бессмысленно спрашивать себя «требование чего?», важно лишь спрашивать «жив ли я еще и благодаря чему?». Так, что находясь в потоке этих разномастных смутных и сумбурных чувств и дум, о них и пишу.
А меланхолия? Что ж, меланхолия сопутствует…

меланхолия, Чоран, чувства, поиск себя, личное

Previous post Next post
Up