Про образование, просвещение и ТВканал ДОЖДЬ

Sep 03, 2013 07:50

Вчера на Дожде и у Архангельского (канал Культура) прошли разговоры про образование (начало учебного года).
Дождь не заинтересовал. Не помню даже что конкретно там говорили. Тема для нового времени "вечная": ЕГЭ. Давно бы пора уже успокоиться, все сказано. Надо двигаться вперед, на ходу исправляя ошибки. И это было общим местом для говорящих, пришли, можно сказать, к консенсусу (еще до того, как сели за стол) - надо совершенствовать ЕГЭ.
Да, вспомнил. Был один диссидент. Он высказался: ОТМЕНИТЬ ЭКЗАМЕНЫ, В ВУЗЫ ПРИНИМАТЬ ВСЕХ, ОТЧИСЛЯТЬ ОТСТАЮЩИХ.
Но тут оказалось, - кто-то верно заметил - что это просто отложенный экзамен. Экзамен не при вступлении, а при переходе с курса на курс или из семестра в семестр. И в чем тогда суть идеи БЕЗ ЭКЗАМЕНА?! Что- то говорилось о Франции, там работает эта без-экзаменационная система. Но без деталей было сказано про Францию. Больше добавить мне нечего.
Потусовались профессионалы, набросали ворох мнений, а кто с этой кучей будет разбираться?!
А "себе я все доказал". Первая задача - избавление от постсоветской идеологии. На этом поле (что мы - наследники СССР - имеем в настоящем времени) ничего хорошего вырасти не может. Про это сказано: "А вы друзья как ни садитесь..."
Обо всем этом вчера и стих накатал (см. ниже).
Задача вторая - догнать упущенное. Это я о Просвещении, которое нашу страну миновало. В Италии, например, нет больше фашистской партии (правда еще совсем недавно был Берлускони), а в России коммунистическая партия не только существует, но и является на выборах (якобы демократических) главной оппозиционной силой режиму Путина. Без просвещения не будет серьезных перемен. Это не только о политике. Образование опирается на позапрошлый век. Просвещение связано с моментом хроники текущих событий.
И Дождь, возможно, среди всего отечественного ТВ впереди всех в плане догнать упущенное (Просвещение).
Вчера они фильм показали о советских диссидентах. Значительно сильнее работа, чем фильм (сериал) Кара-Мурзы младшего "Они выбрали свободу". И лекции на Дожде мне иногда сильно нравятся. О русском костюме - была отличная и о языке, как отражении перемен - тоже неплохо.  И еще вчера же у них в программе (какой-то новой - замечательно, что ищут формы!) был "главный" просветитель в путинской России - редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов, он хорошо пару раз осадил "Мишу" (ведущего), побольше бы таких конфликтных диалогов между своими!

Пожалуй, впервые встречаю в застольных разговорах на канале "К" столько здравого смысла. Обычно разговоры идут в некой профессиональной области как бы на птичьем языке с озабоченным самопоказом и демонстрацией приверженности идеям правящей партии.
Один дундук на вчерашней программе Архангельского все-таки был. Речь шла о преподавании литературы в школе, о том, писать сочинение или нет. Позиция вне здравого смысла (которую представлял этот дундук) такова: великая литература 19 века - это наше всё, не нужен нам век ХХ и современность не нужна, давайте делать так, как делали ранее, до всех новомодных экспериментов.
Тут я вспоминаю Сашу Лебедева (это лидер екатеринбургской группы Сансара), десять лет назад мы говорили в нашей студии районного Творческого школьного ТВцентра о литературе и он высказался:
- Зачем мне Толстой, если есть Мураками?! Я Толстого читать не буду!
Как бы к этому не относится, но это мнение нельзя игнорировать.  А именно это чаще всего и происходит в разговорах о школе. Дундук, мнение которого давно бы следовало вынести за скобки, всё ещё задает тон в разговорах на вышеозначенную тему.
Что мне понравилось.
Два человека в той многоголовой тусовке (чем больше голов, тем больше шума в разговоре!) несколькими штрихами нарисовали четкую картину процесса изучения литературы.
Штрихи:
- учителя вздохнули с облегчением, когда отмени сочинение, потому что огромную часть своего времени они тратят но проверку письменных работ школьников, - проверять не надо, а зарплата при этом не изменилась;
- учителя устали под государственным прессом, без освобождения учителей положительных перемен не будет;
- указами людей не перевоспитывают и проложенная колея управляет процессом, а не указы.
При этом четко была проговорена программа, что следует сделать для более продуктивного изучения литературы. Причем главные задачи были сформулированы в соответствии со здравым смыслом: надо ответить на вопрос, что мы хотим от школьников при изучении литературы, то есть какова цель предмета ЛИТЕРАТУРА, - воспитание патриотизма через поклонению Великой русской литературе, содержание произведений списка книг которой мы должны заучить или иная. А именно: научить связанно высказывать (и писать) свое мнение о прочитанных книгах.
И о методах отвечающих именно второй цели было много сказано по делу.

диалог, общество, tv, оппозиция, образование

Previous post Next post
Up