На праздниках я собрался с духом и прочел трактат "Хафец хаим" о злоязычии. См. англ. перевод
https://torah.org/series/halashon/(я нашел русский перевод, но он очень вольный). Трактат оказался исключительной ясности и актуальности.
Под влиянием книги, а так же недавнего жж скандала, затрагивающего знакомых, я решил более активно пресекать злоязычие в этом журнале. Это означает стирание комментариев, замораживание веток, и в некоторых случаях - бан с предупреждениями или без. Я вижу его развращающее влияние, в.т.ч. и на меня самого. Правдивость злоязычия является не облегчающим, а отягчающим обстоятельством.
Если Вы не можете ответить на комментарий, но не извещены, что забанены, это означает подобного рода чистку, и я прошу прощения за доставленное неудобство.
***
Трактат я читал на фоне политического скандала в Америке, который иллюстрируют последствия нарушения законов о злоязычии.
Второзаконие 19:15 учит, что "недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится дело." Одиночное публичное обвинение, независимо от того, является оно правдивым или ложным, является безусловным примером злословия,
https://torah.org/learning/halashon-intrcomm/имеющего своей целью очернение ответчика. Такое заявление морально эквивалентно нарушению трех из десяти заповедей и должно рассматриваться соотв. образом.